logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: первоначальное ознакомление с наречием; создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам.

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор; листы формата А-3 для работы в группах.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа.

– Устно объяснить орфограммы в словах.

Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,

медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.

2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи.

– Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах. (говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).

– Определим алгоритм, по которому вы будете работать.

(1. Поставить вопрос к слову.

2. Определить, какой частью речи является.

3. Записать в нужный столбик.

На доске появляется схема: ? –> Ч.Р. –> Запись)

Проблемная ситуация.

– С какими словами возникают разногласия?

– Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,

записывайте его в 4 столбик.

– Самопроверка и самооценка.

– Прочитайте имена существительные.

– Имена прилагательные.

– Глаголы.

– Оцените выполненную работу по известному нормативу.

III. Определение темы урока. Постановка цели, задач.

– Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого столбика?

(наречие)

– Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов.

– Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ.

– Какая же тема урока? (Наречие)

– Вы что – либо знаете про эту часть речи?

– Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи)

– Наш урок – урок-исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?

(Дети высказывают свои предположения, потом появляются на слайде задания для исследования.)

– Задания для исследования

IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.

– Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах. У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.

(Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А-3)

1 группа. Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает наречие?

– Подберите к наречиям правильные вопросы:

(А-3)

близко, слева, справа – откуда?

направо, налево, вверх – как?

сегодня, вчера, утром – куда?

издалека, сверху, справа – где?

поневоле, потому – зачем?

нарочно, специально – когда?

честно, дружно, интересно – почему?

2 группа. Как изменяется наречие?

 


 

3 группа. Каким членом предложения является?

Составить предложение и разобрать по членам предложения.

(прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие)

Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение наречию как части речи.

Самооценка и взаимооценка – Оцените, как отработала ваша группа (говорит руководитель группы).

– Прочитайте, что же такое наречие?

– Откройте учебник. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про наречие? (У наречия нет окончания)

V. Домашнее задание.

VI. Упражнения для глаз.

Физминутка. Песня Знайки и его друзей

VII. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.

– Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)

– Работа выполняется в группах постоянного состава по 4 человека на формате А-3

Идти черепашьим шагом –

близко

Кот наплакал –

тесно

Как по маслу –

рано

Встать чуть свет –

отлично

Рукой подать –

мало

Яблоку негде упасть -

медленно

Проверка

Взаимооценка: как отработал каждый участник группы.

2. Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.

1 уровень. Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал

напротив

горячий

громко

говорить

вчера

беседка

издалека

приехал

очень

2 уровень. Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.

Близко – (далеко)

Рано – (поздно)

Тихо – (громко)

Широко – (узко)

Трудно – (легко)

(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.) (17 слайд)

Самооценка: “Я быстро находил наречия” – показать зелёный сигнал

“Я испытывал затруднения” – показать красный сигнал.

– От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? (им. прилагательное, имя существительное, глагол).

Учитель рассказывает о наречии.

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи “приглаголие”. Русские грамматисты назвали её точно также.

А вы догадались почему? (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его).

3. - Как вы думаете, зачем нужны наречия?

– Сравните два предложения: Друг приехал. Плыли облака.

Друг приехал издалека. Медленно плыли вдали облака.

(Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

4. Тест.

– Давайте проверим, как вы поняли, что такое наречие; что вы запомнили с урока.

Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами.

1. Наречие – это …

а – склоняемая часть речи
б – спрягаемая часть речи
п – неизменяемая часть речи

2. В предложении наречие чаще всего бывает …

я – обстоятельством
ч – определением
в – дополнением

3. Наречие чаще всего связано с …

М – существительным
Т – глаголом
К – союзом

4. Наречие отвечает на вопросы …

ь – как? куда? почему?
ъ – чем? как? отчего?
э – какой? что делает? как?

– Какое слово получилось? (ПЯТЬ)

– Молодцы!

VIII. Итог урока.

– Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? (Знакомились с новой частью речи)

КАК ДЕЛАЛИ? (Выполняли исследования)

ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)

“Сегодня на уроке я узнал…”

IX. Рефлексия.

– Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.

“На уроке мне было… потому что…”

X. Прогнозирование работы на следующий урок.

– На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет. Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)

– Это нам предстоит узнать на следующих уроках.

Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке.

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.