logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Целевые установки уроков.

Предметные результаты: учащийся читает и анализирует “Сказку о мёртвой царевне...” А.С. Пушкина.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, свободно читает отрывки из прозаического и стихотворного текста вслух с соблюдением интонации, отвечает на вопросы по тексту.

Личностные результаты: учащийся описывает и оценивает поведение героев “Сказки о мёртвой царевне...”.

I. Целеполагание. Учебная задача по чтению формулируется совместно с учащимися в результате просмотра иллюстраций и рисунков на доске.

- Сегодня на уроке мы прочитаем и обсудим отрывок из сказки А.С. Пушкина, вспомним его стихи и другие сказки.

II. Аналитический этап начинается с актуализации знаний: дети рассказывают о своих рисунках к стихам и сказкам А. С. Пушкина.

III. Презентация “А.С. Пушкин”.

IV. Чтение детьми стихотворений А.С. Пушкина.

Осень

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

* * *

(из романа “Евгений Онегин”)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

* * *

(из романа “Евгений Онегин”)

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

* *

(из поэмы “Руслан и Людмила”)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом

Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

V. Просмотр фрагмента “Разговор с месяцем” из мультфильма “Сказка о мёртвой царевне...”.

VI. Словарная работа: месяц, мольба, рожок, светлоокий; тьма глубокая, обычай твой любя, дева красная, на стороне стою.

VII. Физминутка под музыку “Во саду ли”.

VIII. Чтение отрывка из сказки хорошо читающими учащимися и обсуждение поведения героев сказки.

IX. Чтение отрывка по ролям (автор-Пушкин, Елисей, Месяц).

X. Итоги урока. Ответы на вопросы.

XI. Инсценировка по сказкам А. С. Пушкина.

Выходят четверо рассказчиков.

1 рассказчик:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

2 рассказчик:

“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.”

3 рассказчик:

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.”

4 рассказчик:

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.”

1 рассказчик:

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

2 рассказчик:

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла!

3 рассказчик:

“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;

1 рассказчик:

...и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.

4 рассказчик:

И она перед Дадоном
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.

2 рассказчик:

Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

1 рассказчик:

“Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?”

3 рассказчик:

“Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за 3 года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.”

1 рассказчик:

Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря.
...Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

4 рассказчик:

“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” -
Говорит она ему.

1 рассказчик:

“Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.”

4 рассказчик:

“А кого же на примете ты имеешь?”

1 рассказчик:

“Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.”

4 рассказчик:

“Знай, близка судьба твоя.
Ведь царевна эта - я!”

1 рассказчик:

Князь недолго собирался,
На царевне обвенчался.

2 рассказчик:

Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

3 рассказчик:

Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

4 рассказчик:

У моря видел дуб зеленый
Под ним сидел, и кот ученый

Хором:

Свои нам сказки говорил.

(Уходят)

ХII. Подведение итогов работы. Чтение учителем любимого стихотворения.

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.