Цель: дать учащимся представление о характере.
Задачи:
образовательные:
продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
познакомить учащихся с многообразием черт характера;
развивающие:
развивать умение анализировать черты характера;
развивать познавательный интерес;
воспитательные:
содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
формировать социально одобряемые формы поведения.
Дидактические средства: карточки для индивидуальных работ, для каждого: красные и зелёные лепесточки, 20 горошин.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. А как гласит восточная мудрость: “Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок”. Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.
2. Активизация внимания.
Положить в ладошки детям по горошине.
- Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Спасибо. Мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
- Поразмышляйте, что можно увидеть из космоса на нашей планете? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- На Земле 7 миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.
Многие просто не задумываются над вопросом – а какой я; чем я отличаюсь от других? Математику изучаем, русский язык изучаем, а себя, свой внутренний мир нет! Несправедливо! Каждый образованный, культурный человек должен уметь разбираться в себе, в том, что с ним происходит.
3. Сообщение темы урока.
- Догадайтесь, какая тема урока.
Это внутреннее свойство человека; есть у каждого из нас; у всех он разный. Формируется с младенчества и в течение всей жизни под воздействием обстоятельств жизни самого человека.
- Это характер.
4. Работа над темой урока.
1. Что такое характер?
- Как вы объясните, что такое характер? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Поможет нам понять, что такое характер, чем похожи характеры и чем отличаются – “Сказка о деревьях-характерах”.
“Сказка о деревьях-характерах”.
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли “Деревья-характеры”. Это были необычайные растения. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живущих далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-характера от ствола отходили главные ветви и множество маленьких. Главные ветви имели свои названия: отношения к людям; отношение к делу; отношение к себе. У каждого Дерева эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою особенность. На одном дереве ветки были вытянуты, потому что несли черту правдивости, а на другом были скручены кольцом лжи. Где-то ветки вызывающе торчали самовлюблённостью, где-то опускались почти до земли от своей приниженности, а где-то спокойно поднимались к солнцу среди других, как воплощение скромности. Ветви на некоторых деревьях, скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою щедрость.
Очень разные Деревья-характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми характерами трескалась земля. Они были покрыты иголками и поэтому были очень колючими (неуживчивыми). А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это прямые, честные характеры.
- Выскажите своё мнение. Что выражали деревья? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Вывод: деревья выражали внутреннее свойство человека; у всех он разный.
- А под какими деревьями вы с удовольствием бы отдыхали?
(Под деревьями с прямыми ветками, которые тянутся к солнцу, богатые листвой.)
2. Выявление положительных черт характера и отрицательных.
Игра “Противоположности”.
Я называю черту, а вы – противоположную:
Злой – добрый;
Трудолюбивый – ленивый;
Рассеянный – внимательный;
Аккуратный – неопрятный (неряшливость);
Смелый – трусливый – веселый – грустный;
Вежливый – грубый;
Лживый – правдивый;
Драчливость – миролюбивость.
Так не похожи были Деревья-характеры, потому что росли на разных почвах; по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?). Порой в долину налетала свирепая буря, яростно бросалась на Деревья-характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. (На неудачи каждый из нас реагирует по - своему).
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-характер. Но попасть в этот лес не может никто, и знать, какой у тебя характер, можно, только изучая себя и свои поступки.
4. Физминутка.
3. Черты характера.
– Ребята, правдивость, скромность, жадность. Как одним словом можно назвать? (черты характера).
- Если какое - то качество у человека часто повторяется, то это черты характера.
Подумайте, какие черты характера есть у героев сказок.
1) Заяц |
1. хитрость |
2) Лиса |
2. смелость |
3) Колобок |
3.простодушие |
4) Буратино |
4. находчивость |
5) И. Муромец |
5. весёлость |
6) Бармалей |
6. злобность |
7) Кот в сапогах |
7. трусливость |
4. Достоинства и недостатки.
– Как вы уже заметили, у каждого человека есть черты характера. Одни из них мы считаем достоинствами, а другие – недостатками. Какие черты характера являются достоинством, а какие недостатком?
Достоинства - такие черты, от которых и окружающим людям, и человеку польза.
Недостатки – от которых всем людям, да и самому человеку неприятности.
Работа с карточками. Напишите 3 черты характера человека, которые вас привлекают и какие отталкивают.
Какие черты характера меня |
привлекают, какие отталкивают. |
Привлекают |
Отталкивают |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
(Выслушиваются варианты ответов.)
Работа со интерактивной доской.
Игра “Душевные богатства”.
честность |
жадность |
У вас на столах красные и зеленые лепесточки. Сейчас читаем черты характера, если достоинства – зеленый лепесток. Недостаток - красный.
Работа с карточками.
Напиши, какие черты твоего характера тебе мешают (недостатки), а какие – помогают (достоинства).
Достоинства |
Недостатки |
|
|
|
|
|
|
- Какой столбик оказался больше?
Вывод. Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни. А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”
4. Рефлексия.
- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
- Очень важным на уроке для меня было ....
- В жизни мне пригодится ....
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
- Закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Откройте глаза и глядя соседям в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
Я начинаю: ... я желаю тебе здоровья. (Дети высказывают пожелание друг другу.)
Учитель:
Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его – прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит.
Зависит роль, какую он исполнит.
Наполнит светом, нежностью, теплом –
Душа его откликнется добром,
И будет человек тот много лет.
Свечой любви и мира на Земле.
- Спасибо за урок. Я желаю вам мира и добра.