logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н. Толстого «Акула», совершенствования техники чтения, развития умений составлять характеристику героя, анализировать художественное произведение; содействовать воспитанию интереса к чтению художественных произведений.

Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»;

пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.

Умения:

Читать правильно и выразительно;

Самостоятельно работать при чтении;

Знать жанры произведений;

Уметь высказывать свое мнение о поступках героев;

Уметь работать в группе;

На данном уроке формируются следующие УУД:

Планируемые результаты (предметные): Понимают особенности художественного рассказа «Акула», его сюжет. Определяют кульминацию, главную мысль. Характеризуют героев произведения: характеры и поведение. Аргументируют соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносят авторское и читательское отношение к поступку героя;

Личностные результаты: Усваивают нравственный опыт героев произведения; оценивают поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следуют нравственно-этическим нормам поведения в жизни;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: читают вслух и про себя в темпе, позволяющем понимать прочитанное; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь по литературному чтению; портрет писателя, презентация, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора презентация, дидактический материал для каждой парты (конверт с карточками).

Ход урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный момент
Цель деятельности: Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
(Методический прием «Корзина понятий»)
Вы узнали кто это?
– Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?
Составление «Кластера»:
Вывод: Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были – былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине – художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты
Вывод:
– Проведем логические цепочки (по записям).

Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Ответы учащихся.
Учащиеся учатся
самостоятельно работать со схемой, в парах.
Учащиеся на рабочем столе (Работа в парах) выкладывают свои цепочки.

II. Выявление читательского опыта. (Подготовка к основному этапу занятия)
Цель деятельности:
Развитие интереса к теме урока, развитие способности ставить учебную задачу. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Формирование представления об Африке и акулах.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
– Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунок акулы).
– Как бы Вы озаглавили?
– Что знаете об этих животных? Где они обитают?
После высказываний ребят – сюжет об акулах.
– Какая это информация? Почему?
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
Учитель предлагает по названию рассказа предугадать его содержание.

Слушают учителя.
Знакомятся с названием и автором рассказа, выдвигают предположения о возможном сюжете.
Рассказ учащихся об акулах и Африке (материал подготовлен дома)
– (научно-познавательная, сообщает факты)
Ответы учащихся

III. Обогащение читательской деятельности (Усвоение новых знаний и способов действий)
Цель деятельности:
Овладение понятием рассказ. Целостное эмоциональное восприятие произведения. Определение лексического значения слов.

1. Чтение и слушание нового произведения.
Учитель знакомит учащихся с понятием рассказ. Проводит лексическую работу со словами, встречающимися в рассказе: Африка, пустыня, палуба, якорь, хобот, фитиль, артиллерист.
– Я прочитаю рассказ, а вы меня внимательно послушаете и скажете, когда переживали за мальчиков больше всего.
Учитель читает рассказ, организует беседу.
Возвращение к первоначальным предположениям
Совпали ли предположения?
– Какой это рассказ?
Что поразило?
– Расскажите, что переживали во время чтения?
– Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

Работают с рубрикой «Подсказка».
Слушают чтение учителя.
Отвечают на вопросы.
Высказывания учащихся.

Цель деятельности: Анализ литературного произведения, иллюстрации. Составление характеристики героя и формулирование основной мысли произведения.

– Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста
Учитель учит анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что привнес художник. Организует работу с таблицей. Подводит к выводу.
Учитель предлагает смоделировать обложку к рассказу (книге).
Предлагает учитель выполнить задание в
РТ№ 2
2. Работа с текстом произведения.
1) Чтение и работа по первой части рассказа
.
– Кто герой данного рассказа?
– Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
– Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Перечитайте третий абзац.
– Как вы думаете, как старый артиллерист относился к своему сыну? Докажите с помощью текста.
– Показывает ли Л. Н. Толстой, что что-то предвещает беду? Перечитайте первый абзац. Найдите слова, указывающие на приближение беды.
2) Чтение и работа по второй части рассказа.
– Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?
– Как Л. Н. Толстой называет акулу? Почему?
3) Чтение и работа по третьей части рассказа.
– Акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для их спасения?
– Насколько эффективным было это решение?
– Какие чувства испытывал в этот момент артиллерист?
– Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы.
– Могли их действия спасти мальчиков?
– Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает?
– Как вы понимаете фразу: «визг разбудил артиллериста»? Почему автор использует именно эти слова?

Учащиеся самостоятельно моделируют обложку (определяют жанр, тему, указывают фамилию автора и заголовок)
Читают вслух по частям.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли и обсуждают высказывания одноклассников.
Заполняют таблицу.
Делают вывод.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Во время работы над рассказом учащиеся работают со словарём С.И. Ожегова, объясняя значения незнакомых слов.
(Артиллерист
– военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И. Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И. Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И. Ожегова))

4) Составление плана рассказа.
– Давайте еще раз восстановим последовательность событий в рассказе
– Появление акулы
– Купание в море
– Остановка корабля
– Спасение мальчиков
– Стрельба из пушки
Учитель предлагает составить картинный план рассказа.
Проверка работы.
– Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»?
– Что же такое сюжет?
5) Словарная работа
Откройте справочник КНИГОЧЕЙ и найдите значение этого слова – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения.
– Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Слайд (элементы сюжета), (на карточках знакомятся)
– Прочитайте самостоятельно значение каждого слова.
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
– Какова завязка сюжета (с чего все началось)?
– Как дальше развивались события?
– Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?
– Какова развязка сюжета?
6) Творческая работа
– Сейчас вы попробуете сами определить, о каком элементе сюжета идет речь в вашем отрывке.
Работа в группах по определению элементов сюжета.

Работают в парах (карточки)
группа 1 – кульминация
гр. 2 – завязка
гр. 3 – развязка
гр. 4 – экспозиция
гр. 5 – развитие действия до кульминации
гр. 6 – развитие действия после кульминации 

IV. Обобщение изученного
Цель деятельности:
Ориентация в своей системе знаний.

1) Творческая работа
А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ)
2) Рефлексия.
Учитель подводит итог.
– С какими заданиями справились легко?
– Что вызвало затруднение?
– Как оцениваете свою работу?

Составляют синквейн на основе осмысления изученной информации
Учащиеся дают оценку успешности выполнения работы

V. Домашнее задани
Цель деятельности:
Осмысленное, выразительное чтение. Пересказ текста.

Комментирует домашнее задание.
– Подробно перескажите понравившийся эпизод или прочитайте выразительно

Записывают в дневник домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.