logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Формировать предметные умения:

определить в каких случаях в конце имён существительных после шипящих пишется  мягкий знак, а в каких случаях не пишется.

Формировать УУД:

составлять план действий, осуществлять контроль, соотносить результат своей работы с целью и  оценивать её (Регулятивные УУД);

увидеть проблему и выразить её словесно, формулировать познавательную цель, совместно выработать алгоритм  правописания существительных с ь в конце после шипящих и без ь  (Познавательные УУД);

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определять функции, способы взаимодействия)  (Коммуникативные УДД).

Оборудование:

Русский язык: учебник для четвёртого класса/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.;

компьютер, мультимедийный  проектор,  экран.;

презентация;

оценочные листы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Мы поговорим сегодня о мягком знаке.

2. Повторение изученного о мягком знаке.
– Прочитайте слова. Какова роль мягкого знака в словах? Разбейте эти слова на группы и запишите в столбики. Сколько столбиков у вас получилось? Почему? Объясните свой выбор?

Портфель, ателье, альбомный, испечь, серьёзный, беречь, судья, брать, стеречь.           

 
Проверка по слайдам №.2,3, 4. (задание №1)

Каждое самостоятельно выполненное задание вы будете себя оценивать на оценочных листах по данной форме
– Задание выполнено хорошо – 2 балла 
– Задание выполнено с недочётами – 1 балл
– Задание выполнить не удалось – 0 баллов
Оцените свою работу.

Отгадывают загадку (твёрдый знак или мягкий знак) 

Работают в парах.
Возможные варианты выполнения работы:

портфель      ателье          испечь                                                 
альбомный   судья            беречь             
брать          серьёзный     стеречь           

Возможные варианты ответов:

ь – показатель мягкости
ь – разделительный
ь – показатель неопределённой формы глагола.

Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола – выполняет грамматическую функцию.

Выделяем 3 столбика.
Сравнивают работу на экране и в тетрадях.


Оценивают свою работу на листе самооценки. (задание №1)

II. Формулирование проблемы

Цель: организовать  фиксацию места и причины затруднения.

1. Проблемная ситуация.

Даны слова: рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш.
– Обсудите в паре.  Что общего у этих слов?

– Какие вы знаете шипящие звуки? Назовите их.
– А теперь обсудите, чем отличаются эти существительные?
– Какой возникает вопрос?

Сформулируйте основной вопрос урока.

– Значит, какая тема урока сегодня?
 

 – Обозначьте графически название параграфа в виде опоры для работы.
Давайте составим план урока.

Работают по учебнику в парах. Выступления от групп.
– Отвечают на вопросы кто? что? Все слова имена существительные, есть шипящий в конце слова.
– [ч’], [щ’], [ш], [ж]

– В одних словах есть ь, в других нет.

Предположения детей.
Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется?
– В каких случаях пишется ь после шипящих в конце слов-имён существительных?
Предполагаемый ответ учеников:
– В каких случаях после шипящих в конце имён существительных пишется  мягкий знак?
Познакомимся с новой орфограммой.

Учащиеся совместно с учителем составляют план урока:

1. Составим алгоритм действий.
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Применение нового знания.

III. Открытие нового знания
 
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении проблемы, вызвавшей затруднение.

1. Работа по учебнику

Используется подводящий диалог. Упр. 173 – группировка слов и выдвижение гипотез.
Спишите в два столбика. Какую надпись вы сделаете над каждым столбиком? Сколько признаков укажете?
 Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, пустошь, ключ.
– От чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных?

 Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?

Сформулируйте правило самостоятельно.

2. Работа над текстом правила.

– Можно ли написание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите. Как ты обозначишь эту орфограмму?

– Как обнаружить в слове место этой орфограммы?
– Что является главным в выборе написания ь?  Попробуем составить алгоритм действий. Поработайте в группах.
Слайды № 6,7.

– Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь.
– Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм.
– Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву ь в конце существительных после букв шипящих?

Предположения учеников.

Выполняется коллективно под руководством учителя.
Списывают в 1 столбик с мягким знаком, а во 2 столбик без мягкого знака.

Проводят исследование.
Получилось, что в 1 столбике существительные женского рода, а во 2 столбике – существительные мужского рода. Слайд № 5.
Написание ь после букв шипящих в конце имён существительных зависит только от рода.
Ученики в парах формулируют правило после установления закономерности.

В конце имен существительных оканчивающихся на шипящий в женском роде ь пишется, а в мужском роде ь не пишется.

Фронтальная работа.  Выступления учащихся.

Предполагаемые ответы учащихся.
– Есть шипящие только мягкие и только твёрдые. В словах оканчивающихся на шипящий мягкий знак  не выполняет функцию смягчения.
Если на конце слова стоит шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш], то это орфограмма.
Желающие представляют свою работу. На доске появляется совместно выработанный алгоритм:
1. Часть речи – существительное.
2. Есть ли шипящий звук в конце слова.
3. Определить род: ж.р. или м.р.
4. Если это существительное женского рода с шипящим в конце слова, значит мягкий знак пишем.

– Уже на первом этапе, так как слово помочь не существительное.

Ученики проговаривают алгоритм  действий во внешней речи.

IV. Применение нового знания. Первичное закрепление.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

1. Применение алгоритма

Подберите синонимы – имена существительные с шипящим на конце.

– Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
Выполняется проверка по слайду № 8 и оценивается в оценочных листах. Задание №2

2. Работа в учебнике

1. Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь.
Проверка коллективная.
Слайд №9.

Оценивается в оценочных листах.
Какая ещё знакомая орфограмма есть в некоторых словах?

– Назовите причину отсутствия изученной орфограммы в выбранном слове помочь.
– Какую роль выполняет в этом слове ь? Вспомните три случая употребления ь (с. 5)

Учащиеся записывают слова – синонимы.
Близкий друг, приятель – товарищ.
Сила, могущество – мощь.
Родник, источник – ключ.
Неправда ложь.
Предмет – вещь.

Ответы учащихся

– Есть ещё одна орфограмма – парные согласные в слове ложь

Оценивают свою работу на листе самооценки.

У доски работают три ученика.
Предполагаемые ответы учеников.

1 группа слов: топь, ширь, польза, сельдь.
2 группа слов: соловьи, стулья, раздолье.
3 группа слов: чушь (ж.р.), дичь(ж.р.), полночь (ж.р.), дрожь (ж.р.).

Оценивают свою работу на листе самооценки. (задание №3)

Вывод делают сами ученики: «Проверяемая буква согласного в конце слова». Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак того, что за ним следует орфограмма.
Предполагаемый ответ:
– Другая часть речи – глагол.

Дети слушают, дополняют, оценивают ответы одноклассников.

V. Включение в систему знаний

Цель: применение нового знания в типовых заданиях, фиксация уровня усвоения нового знания.

1. Письмо под диктовку, записать слова в два столбика, обозначить орфограмму.
Проверка по эталону. Слайд №10. Самооценка на листах.

Пишут под диктовку, распределяя существительные по родам  в два столбика. Обозначают орфограмму.
Оценивают свою работу на листе самооценки. (задание №4)

V. Рефлексия

Цель: оценивание учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

– Что вам нужно было сделать?  Удалось вам выполнить задание? Всё ли сделали  правильно или были недочёты?
Какие умения формировали?
–  Кратко напишите самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями соседу по парте и обменяйтесь.

Оцените результат деятельности в оценочном листе.

В процессе подведения итога дети еще раз повторяют основные предметные знания по теме урока.
Выступления, высказывания детей.
Возможные ответы:
«Если это существительное женского рода с шипящим в конце слова, значит,  мягкий знак пишем. Запомни, пожалуйста!»
Оценивают результат деятельности. Подводят итог.

VI. Д/ задание.

Упр. 5, с. 13, уметь передать содержание правила схемой.

Обсуждают в парах порядок выполнения задания.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.