logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить со способами проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

повторить способы решения орфографической задачи при наличии одной безударной гласной в словах (проверяемой и непроверяемой).

организовать поиски, перенос известных способов решения орфографической задачи в условиях наличия двух безударных гласных в словах (проверяемых и непроверяемых): нахождение двух проверочных слов, использования для проверки исторического корня «коло»;

мотивировать учащихся на работу с этимологическим словарем;

познакомить с информацией культурологического характера о разновидностях колоколов России и колокольных звонах.

Планируемые результаты: решать орфографические задачи при наличии одной или двух безударных гласных в словах, применять известные способы действия проверки орфограмм, находить значения слов в этимологическом словаре.

Ресурсы:

Тренинговые задания

Фонограмма колокольного звона

Карточки «Рефлексия урока»

Сигнальные карточки

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

 

ХОД УРОКА

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

1 мин.

Включение в деловой ритм

Готовятся к работе

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Устное сообщение учителя

Ответы детей

Личностные: самоопределение, освоить смысл учения, желание учиться..

Слайд 1 Урок русского языка. Покажите своей посадкой, что вы готовы к хорошей работе.
Слайд 2. Эпиграфом сегодняшнего урока будут следующие слова:
– Прочитайте их. Мало уметь писать, надо уметь думать.  
– Как понимаете их?

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

2 мин.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные) учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция.

– Предлагаю подумать. Придумайте задания к данным словам. (Вставь пропущенные безударные гласные,  подбери проверочные слова)
–  Работаем с сигнальными карточками.
На доске:
С – нева     гл .. ва    цв ..тёт    м..систый    к .. л..сок

Постановка учебной задачи

2 мин.

Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Привлекает учащихся к определению темы, цели и задач урока.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. Формулируют собственное мнение и аргументировать его.

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;
логические –  формулирование проблемы.

– В каком из слов было сложней выполнить задание? В чем ваше затруднение?
– Сформулируйте тему урока. Откройте маршрутный лист. Какой раздел изучаем? В каком подразделе мы находимся сейчас? Прочитайте название темы  урока
Слайд 3
Если в слове две безударные гласные..
– Как вы думаете, что может быть продолжением темы? (Предположения и версии)
– Поставьте цель урока: учиться решать орфографические задачи при наличии двух безударных гласных в корне слова.

Построение проекта выхода из затруднения

3 мин

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

– Заполните таблицу «Я знаю, я умею, я могу»

ДА – зеленым цветом НЕТ или сомневаюсь – желтым
– Если все – зеленый цвет – поднимите зеленую карточку, присутствует желтый – желтую.
– Есть сомнения, значит есть над чем нам сегодня поработать.
– Какие задачи должны решить? Воспользуйтесь таблицей.

 План:

1. Составить алгоритм написания слов с двумя без. гл.
2. Найти способы проверки двух без. гл. в  слове
3. Упражняться в правописании слов с двумя без. гл.

Реализация построенного проекта

25 мин.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом
Участвуют в обсуждениях, формулируют своими словами выводы, алгоритмы. Осуществляют взаимоконтроль, оказывают взаимопомощь. Оценивают правильность выполнения заданий.

Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, делать выводы, наблюдать, сравнивать. 1.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

– Приступаем к реализации плана. Что  мы должны сделать сначала?.
Составить алгоритм написания слов с двумя  безударными гласными
– Что мы знали и умели раньше? (Алгоритм проверки одной безударной гласной)
Составим алгоритм написания слов с одной безударной гласной в корне слова
Слайд 4
Работа в паре. Правила дружной работы.
Дети из вырезных карточек составляют алгоритм.
– Расскажите, как вы выполнили работу.
Как вы думаете, изменится ли алгоритм для проверки двух безударных гласных? (Мнения детей)

Слайд 5. Составим алгоритм.

1. Прочитай слово
2. Поставь ударение
3. Выдели корень
4. Определи безударные гласные
5. Подбери первое проверочное слово, используя удобный способ
6. Подбери второе проверочное слово, используя удобный способ
7. Напиши слово
8. Выдели орфограмму

Сделайте вывод. (Алгоритм очень похож на прежний, но т. к. две безударные гласные значит и два проверочных слова)
– Вернемся к таблице «Знаю, умею, могу» и оцените себя при решении первой задачи.
По критерию: Я знаю алгоритм  проверки безударных гласных в корне слова
ДА – зеленым цветом НЕТ или сомневаюсь – желтым.
– Вспомните второй пункт плана.
Найти способы проверки двух безударных гласных в корне слова
– Сколько способов проверки одной безударной гласной в корне слова. Нам известно? Назовите их.

Слайд 6

Способы проверки:  (условные обозначения)

1. Изменяю форму слова
2. Подбираю однокоренные слова
3. Проверяю по словарю
4. Ищу слово с историческим корнем

– Проверим, какие способы пригодятся для проверки двух безударных гласных?

Работа в группах  

Учимся работать дружно.  Распределяем роли.

1 гр.:  д..р..гой – 
2 гр.:  б..р..да –
3 гр.: п..л..сатый –
4 гр.: г..л..ва –
5 гр.: ст..р..на –

Ученики работают в группах. Выполняют работу на листках. Отчитываются докладчики от каждой группы.

 – Какие способы проверки выбрали? (1, 2)
– Как проверить безударные гласные в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы безударный гласный стал ударным.)

3. Чистописание   Словарная работа Отгадайте загадки. упр 33. Чьи признаки названы в загадках? (Корова колокольчик).
– В каком значении употреблено слово "язычок"? (В переносном.)
– Что за язычок у цветка колокольчика? (Это желтый пестик.)
– К сожалению все меньше и меньше становится в лесу цветущих растений. Колокольчики занесены в Красную книгу. Вологодской области в 1993 году.
Минутка чистописания. Запишите каллиграфически  верно сочетания
 оло  оро (верхнее соединение) на доске и ответы на загадки
– Определите орфограмму, докажите графически.
– Какая орфограмма встретилась в этих словах?
– Найдите слова в орфографическом словаре и проверьте их написание.
Какой вывод можем сделать? (В корне слова может как одна, так и две непроверяемых гласных и в этом случае мы должны запомнить их написание или воспользоваться словарем)
Слайд 7
– Почему колокольчик  так называется? (По форме напоминает колокол)
– Существуют разные виды колокольного звона 
– О каких разновидностях колоколов и их «голосах» говорится в тексте Л. Яхнина «Колокола России» стр. 112 упр. 75 (бубенчики, колокольцы — ботало, рында, звонница, набат)
– Выпишите 1 предложение из 3 абзаца и сделайте синтаксический разбор предложения.
Звучит колокол и в открытом море.    Приходилось ли вам слышать как звучит рында? Запись.
– Можно ли орфограмму из непроверямых слов сделать проверяемыми(труднопроверяемыми)?  (исторический корень слова)
– Какой исторический корень спрятался в этом и других словах в упр 34
– Рассмотрите рисунки и запишите названия предметов, изображенных на них.

Проверка по эталону.

– Какой исторический корень присутствует в словах? (коло)
– Где мы можем узнать происхождение слова?( в этимологическом словаре)

Этимология слова (словарь В. И.  Даля стр. 99) зачитывает ученик Древнерусское слово ко'ло обозначало — «круг, колесо». Свое значение слово коло сохранило сегодня в украинском языке. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились некоторые образования от него.

– Найдите среди этих слов однокоренные слова.
– Колокол,. колокольня..  Все остальные слова являются словами с общим историческим корнем. Они не являются однокоренными.
– Что помогло правильно записать вам эти слова? (знание исторического корня) как вы проверили первую безударную гласную? ( с помощью исторического корня)

Вывод: знание происхождения слова поможет грамотно записать слова с двумя БГКак вы думаете существуют ли еще способы проверки двух безударных гласных в корне слова?

– Есть еще прием проверки БЗ (полногласные и неполногласные сочетания в корне слова). С этим способом познакомимся на следующем уроке.
Заполните таблицу «Я знаю, я умею, я могу» по критерию:

Я умею подбирать проверочные слова, используя удобные приёмы

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

4 мин.

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.

– Что было  третьим пунктом нашего плана?

Тренировочные задания

Алгоритм самооценки

Работа с таблицей. Заполните таблицу «Я знаю, я умею, я могу» По какому критерию вы себя оценили?: я умею проверять БГ

– Если у вас все кружки стали зелеными или их стало больше, чем было поднимите зеленые кружки. Итог. Домашнее задание  стр. 98 упр. 31

Рефлексия деятельности

2 мин.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.

– Какую цель ставили сегодня на уроке?
– Достигли цели? (Достигли, т. к. выполнили поставленные задачи перечисляют их)
– Как бы вы сейчас закончили предложение «Если в слове две безударные гласные...» (Проверяю их удобным способом...)
– Оцените свою и мою работу на уроке (выбрать подходящий ответ – таблица по рефлексии у каждого ученика)

Отметки за урок.

                     

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.