logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цель: Формировать умение правильного написания букв о–е после шипящих и ц в разных частях слова.

Задачи:

Обучающие: повторить написание букв о-ё после шипящих и Ц в разных частях слова; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

Предметные: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на практике.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Мотивация на деятельность

Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.[1]

- А когда уроки проходят быстро, интересно?

Ответы детей по данному вопросу

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Минутка чистописания

У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами,  достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.

- Итак, это буквы  Ж, Ш, Ч, Щ,  Ц

- Что объединяет эти буквы?

- Скажите, пожалуйста, какую   букву можно исключить? Почему?

-  Назовите мягкие согласные.

- Назовите твёрдые согласные.

- Пропишите эти буквы себе в тетрадь: заглавную и строчную, красивым каллиграфическим почерком.

Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.

Все эти буквы согласные

Исключаем букву Ц, потому что он не является шипящей.

Ч, Щ

Ж, Ш

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

 Сообщение темы, постановка цели урока

- Но сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы: О, Е, Ё

- Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока?

- Какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке?

Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц.

Вспомним правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Повторение ранее изученного

1. свечой, лапшой, кашей, тучей, большой, чужой, рыжего

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.

- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?

- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.

Ч-О, Ш-О, Ш-Е, Ч-Е, Ш-О, Ж-О, Ж-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в окончание.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

2.  медвежонок, бережок, зайчонок, реченька, ежовый, камышовый, грушевый

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.

- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?

- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.

Ж-О, Ж-О, Ч-О, Ч-Е, Ж-О, Ш-О, Ш-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в суффикс.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

3. чёрный-чернеть, пчёлы-пчела, щёки-щека, шов-???, крыжовник-???

- Прочитайте слова. Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.

- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?

- Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и Ц

И шипящие, и гласные после них входят в корень.

Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О

Закрепление знаний

Работа в парах (по рядам)

Учебник С. 49 упр. 1 [2]

1 ряд – выписать слова с орфограммой в корне

2 ряд – слова с орфограммой в суффиксе

3 ряд – слова с орфограммой в окончании

Проверка ( слайд)

Ребята в парах выполняют задание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

личностные: применять правила делового сотрудничества

Физминутка

(ИГРА)

Я буду называть слова с шипящими и Ц, а ваша задача - слушать и хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове пишется буква О, 2 раза – если буква Е,Ё. Но будьте внимательны, я могу назвать слова, не относящиеся к нашей сегодняшней орфограмме:

БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый, зайчОнок, пчЁлы, слонЁнок

- Какое слово оказалось лишним?

Ребята хлопают в ладоши, анализируя слова.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Работа по карточке (разно уровневые задания)

- У вас на столе лежат карточки разного цвета:

зелёный цвет – вам необходимо подчеркнуть шипящую с гласной, выделить часть слова, в которой находится орфограмма

синий цвет – поставить ударение, выделить часть слова, в которой находится орфограмма и только потом вставить пропущенную букву

красный цвет – Выбрать любые 5 слов, составить с ними предложения и записать в тетрадь. Орфограмму выделить (поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, выделить часть слова, в которую входит орфограмма).

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание

Подумайте, оцените свои силы и выдерите карточку нужного вам цвета. Остальные карточки, не переворачивая, уберите на край стола.

1 группа:

Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

2 группа:

Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

3 группа:

Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

Ребята выбирают задание по своим силам и выполняют его самостоятельно

Работа в группе

Коллективная работа (работа в группе)

ПРОВЕРКА

СЛАЙД

Работа с тестом. (проверка по эталону. См. презентацию )

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 )  е
2)  о
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

1)  ш…фёр
2) крыж...вник
3) ж...луди
4)  ш...рох

5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1) исиц…й
2) улиц…й
3) ш…л
4) камыш…вый

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов

11. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Чему научились?

- Какое у вас было настроение на протяжении урока?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Можете ли вы объяснить, почему?

- Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”?

- Кому бы посоветовали выучить правило?

Ответы детей

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

12. Домашнее задание

По желанию:

1) Учебник с. 49 упр. 2

2) Составить карточку с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё после шипящих и Ц”

ПРИЛОЖЕНИЕ (дополнительно, если останется время)

Печатная тетрадь с. 17 упр. 3[3]

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.