Цель: Формировать умение правильного написания букв о–е после шипящих и ц в разных частях слова.
Задачи:
Обучающие: повторить написание букв о-ё после шипящих и Ц в разных частях слова; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.
Предметные: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на практике.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Организационный момент Мотивация на деятельность |
Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон.[1] - А когда уроки проходят быстро, интересно? |
Ответы детей по данному вопросу |
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Минутка чистописания |
У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их. - Итак, это буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц - Что объединяет эти буквы? - Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить? Почему? - Назовите мягкие согласные. - Назовите твёрдые согласные. - Пропишите эти буквы себе в тетрадь: заглавную и строчную, красивым каллиграфическим почерком. |
Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.
Все эти буквы согласные Исключаем букву Ц, потому что он не является шипящей. Ч, Щ Ж, Ш |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. |
Сообщение темы, постановка цели урока |
- Но сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы: О, Е, Ё - Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока? - Какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке? |
Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц. Вспомним правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. |
Повторение ранее изученного |
1. свечой, лапшой, кашей, тучей, большой, чужой, рыжего Прочитайте слова, какой частью речи они являются? - Назовите шипящие и рядом стоящие буквы. - В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей? - Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц |
Слова являются именами существительными и именами прилагательными. Ч-О, Ш-О, Ш-Е, Ч-Е, Ш-О, Ж-О, Ж-Е Шипящие входят в корень, гласные – в окончание. Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е |
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. |
2. медвежонок, бережок, зайчонок, реченька, ежовый, камышовый, грушевый - Прочитайте слова, какой частью речи они являются? - Назовите шипящие и рядом стоящие буквы. - В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей? - Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц |
Слова являются именами существительными и именами прилагательными. Ж-О, Ж-О, Ч-О, Ч-Е, Ж-О, Ш-О, Ш-Е Шипящие входят в корень, гласные – в суффикс. Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е |
||
3. чёрный-чернеть, пчёлы-пчела, щёки-щека, шов-???, крыжовник-??? - Прочитайте слова. Назовите шипящие и рядом стоящие буквы. - В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей? - Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и Ц |
И шипящие, и гласные после них входят в корень. Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О |
||
Закрепление знаний Работа в парах (по рядам) |
Учебник С. 49 упр. 1 [2] 1 ряд – выписать слова с орфограммой в корне 2 ряд – слова с орфограммой в суффиксе 3 ряд – слова с орфограммой в окончании Проверка ( слайд) |
Ребята в парах выполняют задание |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательство. личностные: применять правила делового сотрудничества |
Физминутка |
(ИГРА) Я буду называть слова с шипящими и Ц, а ваша задача - слушать и хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове пишется буква О, 2 раза – если буква Е,Ё. Но будьте внимательны, я могу назвать слова, не относящиеся к нашей сегодняшней орфограмме: БольшОго, бежЕвый, ландышЕвый, песцОвый, глянцЕвая, алычОвый, зайчОнок, пчЁлы, слонЁнок - Какое слово оказалось лишним? |
Ребята хлопают в ладоши, анализируя слова. |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Работа по карточке (разно уровневые задания) |
- У вас на столе лежат карточки разного цвета: зелёный цвет – вам необходимо подчеркнуть шипящую с гласной, выделить часть слова, в которой находится орфограмма синий цвет – поставить ударение, выделить часть слова, в которой находится орфограмма и только потом вставить пропущенную букву красный цвет – Выбрать любые 5 слов, составить с ними предложения и записать в тетрадь. Орфограмму выделить (поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, выделить часть слова, в которую входит орфограмма). |
|
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание |
Подумайте, оцените свои силы и выдерите карточку нужного вам цвета. Остальные карточки, не переворачивая, уберите на край стола. 1 группа: Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох 2 группа: Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох 3 группа: Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох |
Ребята выбирают задание по своим силам и выполняют его самостоятельно |
|
|
Работа в группе Коллективная работа (работа в группе) ПРОВЕРКА СЛАЙД |
Работа с тестом. (проверка по эталону. См. презентацию ) 1. В каком слове все согласные звуки шипящие? 1) жучок 2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется 1 ) е 3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется 1) е 4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё: 1) ш…фёр 5. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) исиц…й |
|
Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов |
11. Рефлексия |
- Понравился ли вам урок? - Чему научились? - Какое у вас было настроение на протяжении урока? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Можете ли вы объяснить, почему? - Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”? - Кому бы посоветовали выучить правило? |
Ответы детей |
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
12. Домашнее задание |
По желанию: 1) Учебник с. 49 упр. 2 2) Составить карточку с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё после шипящих и Ц” |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ (дополнительно, если останется время) |
Печатная тетрадь с. 17 упр. 3[3] |
|
|
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/