logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология построения урока: деятельностный метод.

Цель урока: создание условий для:

овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х, х;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

воспитания бережного отношения к хлебу.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

осознание трудностей;

стремление к преодолению трудностей;

самооценка своих действий.

Познавательные УУД:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам;

формирование умения работать с информацией;

ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания);

смысловое чтение;

схематизация;

доказательство;

Коммуникативные УУД:

определять правила работы в парах;

формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других;

взаимоконтроль;

уважение в общении;

выражение мыслей в речи;

умение задать вопрос;

умение слушать ответ.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формулировать учебные задачи;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

прогнозирование результата;

проверка по эталону;

Ресурсы:

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х, х».

Индивидуальные маршрутные  листы с заданиями, наборы карточек для звуковых схем, каравай, рушник, карточки с буквами, карточки для построения схем слов и предложений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

 «Солнышко»

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Давайте  улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее. А теперь, повернитесь ко мне. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.  
– Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
– Умницы!
Молодцы!

Приветствие учителя, самоорганизация.

Садятся девочки. Садятся мальчики.

2.  Личностное
целеполагание

– Почему я обратила ваше внимание на гласные и согласные?
– Какой урок у нас будет?
– Какие цели вы ставите для себя лично на этом уроке?

Учиться правильно читать, понимать прочитанное, говорить, быть внимательным, слушать учителя и товарищей, контролировать себя и т.д.

3. Актуализация знаний

Внимание на доску. Звуки пошли на прогулку по своей Букволандии и растерялись. Помоги им вернуться домой, каждому жителю нужно попасть в свой домик. Аргументируйте свой выбор. Обращаю ваше внимание, что в каждом домике 2 этажа.

Дети определяют место звука в домике.

4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Побуждающий диалог – постановка проблемы.

На доске неоформленная схема-человечек «Звуковичок».
– Кто это перед нами? Вы узнали?
– Давайте его рассмотрим внимательно. О чем нам это говорит?
– Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

– Предположите, какое знание мы будем открывать?
– А вы хотите познакомиться с новым звуком?

– Какой звук будем «открывать» узнаете из традиционной языковой разминки.

Диалог с учителем.

– «Звуковичок».
– У него нет буквы, непонятно какой он гласный или согласный, звонкий или глухой.
– У него в руках воскл. знак
– Чем новый звук отличается от остальных?
– Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы.
– Новый звук и новую букву.
– Новый звук, новую букву, чем интересен новый звук.

5. Звуковая разминка. Выход на тему урока.

Проведение звуковой разминки.

– Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.
хи-хи-хи – сочиняем мы стихи
ха-ха-ха – очень вкусная уха
хо-хо-хо – я услышал эхо
ху-ху-ху – сидит птица наверху
ух-ух-ух – в поле вдруг запел петух.

Работа со скороговоркой.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Прочитаете, что здесь записано.
– Что это записано?
– Для чего нам скороговорки?
Давайте произнесем по одному, быстрее, хором …
Были затруднения? Где? Почему?

Значит, нам еще надо работать над дикцией.

– В какой форме записана скороговорка?
Докажите, что это предложение?
Приведите 3 аргумента.
Что мы можем сделать с этим предложением?
Какое оно по цели высказывания?
Составить схему, но сначала мы составим живую модель. Каждое слово это один человек.
К доске выходят …Ск. человек? Почему?
Обратите внимание на союз. Пока мы с этим понятием не знакомы, но показывать его будем отдельной речевой единицей.
Выстраиваемся.
– Как показать, что в начале пишется большая буква?
– Где еще есть заглавная буква?
– Почему? Это имя собственное.
– В каких случаях пишется заглавная буква?
Молодцы, все садятся, остается Эдик, он составляет схему на доске.
Проверяем. Кто согласен? Кто не согласен? Аргументируйте.
Какой звук чаще всего встречался в речевой разминке? Определите гласный они или согласный. Докажите.

Проговаривание звуков.

слогов

повторяем хором

– Это скороговорка
– Чтобы четко и правильно говорить, произносить разные звуки.
– встречались преграды, язык, зубы, не получалось четко и быстро.

– в форме предложения
– с б.буквы
– точка
Слова связаны по смыслу.

7 человек, 6 слов и точка

Дети выстраиваются.

Один человек набирает на доске схему предложения.
Остальные проверяют.

Преграды во рту

6. Формулирование темы урока

Подведение к формулированию темы.
– Сформулируйте тему нашего урока.

На доску вешается плакат с буквой Х, на человечка Звуковичка буква Х в центр.

– Каковы  задачи нашего урока? (схематично)

– С первой задачей уже работали. Слушали звук и узнавали его.
– Чему вы должны научиться?

Звук [х], буква х.

– поработать со схемой предложения
– анализировать слова по схеме
– давать характеристику звуку, слушать и слышать новый звук,  Учиться читать слоги и слова с буквой з, использовать новые звуки в своей речи, –выполнить творческое задание

7. Уточнение темы.

8. Открытие нового знания

Подводящий диалог
Работа по картинкам
– Назовите слова: халва, хомяк, хижина, химия
– Какую работу можно выполнить с этими словами?
– Сразу будем  группировать?
– А по какому признаку будем группировать? Знаем? Есть у них какой то общий признак?
– Давайте разбираться и анализировать.
– А как мы будем это делать?  

Составим схемы слов:   Хижина ХОМЯК
По 1 чел у доски, остальные у себя на партах.
– Что общего у всех этих слов?
– А по какому признаку мы их теперь можем сгруппировать?

– Какой вывод вы можете сделать о новых звуках, исходя из этого упражнения?
Звук х может быть твердым  и мягким.

Давайте обуем нашего Звуковичка. Какие башмаки? – Почему? Оформляем ножки. На доске.

– Составим транскрипцию слова «ХИМИЯ».

– А теперь посмотрите на значок (работа в парах). Какую работу я вам предлагаю сделать?

– Вспомним правила работы в парах.
– Я вам предлагаю придумать предложения со словами халва и хижина.

– Отметить лучшие предложения. Одна голова хорошо, а две лучше.

– Все ли мы теперь знаем про новые звуки?
– Полностью ли одет наш Звуковичок?
– Какая шапочка ему подойдет? Почему? Докажи. Произнесем звук все вместе.
– На схеме показываю, что выбираю цилиндр.

Звуковичок  раскрашен!

Давайте еще раз по нашей схеме дадим характеристику новому звуку.

– Сгруппируем, но позже

– Составим схемы этих слов

начинаются со зв .х
– По твердости мягкости
– Так какие же группы получим?  (см. на картинки)
Звук х может быть твердым  и мягким.
 

1 чел. у доски, остальные на рабочих листах.

Раб. в парах

Вспоминают правило.
 

9.Физминутка
Закрепление.

– Посмотрим, как вы сможете различать твердый  и  мягкий  звуки.
Игра «Поймай звук»
– Я произнесу слова, а вы поднимаете руки вверх,
Если звук твердый, то мальчики, если мягкий, то девочки.
Слова: хлеб, вдох, духи, халат,  хвала, хижина,  грабли, мухи, хирург, муха, хлеб, химия.
Поход, хитрец, успех, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый.

– Теперь мы все узнали про новый звук.

Дети выполняют движения

10. Открытие нового знания. Знакомство с буквой

11 . Закрепление

Знакомство с буквой. Слайд 8. Буква Х.
– А какой значок нам поможет  увидеть звук [х]?
Ну-ка сделаем зарядку. Раз – листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
– Это буква Х
– А кто мне скажет , на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета).

– Вот сколько всего мы узнали про звуки и новую букву Х
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – …. А какое вы узнаете, отгадав загадку.

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место

Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

Слайд 9

Дети читают стихотворение.

Каравай земли и неба 
На твоём столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля, 
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится 
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок, 
Словно родины бессмертный
Хлебный колосок.
Как мы должны относиться к хлебу?

Буква х

Дети выполняют моделирование

Читает стихотворение наизусть

Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб

12. Закрепление.
Работа с родственными словами.

13. Физминутка

На доске слова: хлеб хлебушек хлебец булочка хлеборезка хлебороб
– Что интересного заметили? Какое слово лишнее?
– Почему?
– Что такое родственные слова?  Уточним лексич. значения слов.

– Ласково назовём ... (хлебушек)
– Небольшой хлеб ... (хлебец)
– Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
– Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
– Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
– Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
– Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
– Можно ли эти слова назвать родственными?
Почему у меня тут изображено дерево? Что такое корень?  Давайте его выделим
– Мы зернышки и нас посадили в землю
– Мы колоски (подняли руки вверх и потянулись)
– Скосили колоски (движения руками)
– Смололи зернышку в муку (потерли ладошки)
– Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки)
– Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в сторону)
– Вот какой хлеб получился!

«Родственные слова»

(Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Родственные, однокоренные.

14. Закрепление. Работа с текстом.

Работа с текстом.

Посмотрите, что мы будем делать, какие действия выполнять  с этим  заданием.  УЧИТЕЛЬ читает текст.
 
– Для людей хлеб – это жизнь. Люди сочиняют  о хлебе песни и  стихи. Хлеб – всему голова! Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется. Мы привыкли к нему, как к воздуху,  Путь хлеба от зерна до буханки непростой…

– Что такое перед нами?
Докажи. Текст можно озаглавить. Что такое текст?
Давайте еще раз его прочитаем.  А вы будете следить по своему листочку.
– О чем он? Какова его тема? Как можно его озаглавить?
– Название должно передавать основную мысль.
– Что значит многоточие? Давайте его продолжим….

Слайд 12 картинки в помощь.

Задание к тексту
Работа по группам с простым карандашом.
1 ряд – находит и подчеркивает  слова где есть буква, обозначающая звук х.
2 ряд – находит и подчеркивает основу 2 предложения.
3 ряд – находит и подчеркивает  слова, где есть буква обозначающая звук хь.

Зачитываем…

Это текст

Читать,
Выполнять творческое задание

Читает 1 уч-ся

15
Экспресс- диагностика.

Игра «Верю - не верю».
ТЕСТ
Найдите табличку у себя на рабочем листе.
Посмотрим, какими вы сегодня были внимательными на уроке.
Я буду задавать вопросы. Если вы в это верите, то плюс, если не верите, то минус.

Звук х может быть и твердым и мягким

звук х может быть глухим и звонким

в слове мартышки есть звук х

В слове духи есть мягкий звук хь

Проверим работу своего соседа.

 
Работа в парах!!!
Вернули листочки.
У кого нет ошибок? 1 ошибка? Молодцы,  хорошо усвоили сегодняшний урок.

Раб. с карандашом

16.Итоги

Подведем итоги нашей работы. Вернемся к слайду задачи.

Чему учились? Какие задачи ставили?
Чего достигли?
Какое открытие сделали?
Что было интересным? А что показалось трудным?
Какие личные цели ставили? Удалось ли добиться?

Рефлексия.

На доске рисунки трёх человечков.

Сделай  так, как человечек, если:
– руки вверх – этот человечек усвоил новое знание,
– руки в стороны – этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,
– руки вниз – этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.

Молодцы! А теперь по старой русской традиции….

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумянился слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел он к нам издалека.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!

– Давайте скажем друг другу:
– Спасибо за урок!

Видеть букву х слышать отличать звуки х , читать слова текст с х, озаглавливать текст, сост. схему предложения, выполняли тв. задание по разв. речи….

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.