logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Планируемые результаты

Предметные

1. Иметь первичное представление о двойной роли йотированных букв.
2. Понимать утверждение «одна буква – два звука».

3. Уметь моделировать схемы слов, читать их.

Метапредметные

Личностные
– проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– проявлять интерес к занятиям по «Азбуке».
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные
– понимать символы, знаки, модели, приведенные в «Азбуке»;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные
– участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах);
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться.

Оборудование: «Азбука», автор Н.В.Нечаева, мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки разного цвета для изображения звуков, цветные карандаши, наборы кружков (красный, желтый, зеленый), пластилин, клеенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро – солнцу и птицам!
– Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!

– Доброе утро, дети! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.
– Начинаем урок обучения грамоте.

2. Актуализация знаний

– Сегодня 68 урок обучения грамоте. А чему вы научились на этих уроках? Что уже знаете, умеете?
– Откройте учебник на странице 72-73.
– Домашнее задание было дано на выбор. Кто выполнил все задания?
– А о каких чудесах русского языка вы узнали на этих страницах?
– Какое слово повторялось чаще других?
– Что скажете про слово «перемена»? (Многозначное).
– Что же оно обозначает? (Обращаемся к толковому словарю.)
– Прочитаем стихотворение про перемену.
– Как понять выражения: класс «полез на стену», «стоит на голове»?
– А это хорошо?
– Зачем нужна перемена в школе? Какие правила поведения на перемене знаете?
– А чтобы получить хороший результат на уроке, что надо помнить? (Повторение правил поведения на уроке.)

3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

– Мы говорили о чудесах русского языка. А хотите узнать о других чудесах русского языка?
– Тогда приготовьтесь слушать. Леонид Пантелеев «Буква «ты». (Чтение учителем.)

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква – "я".
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:
– А это вот, Иринушка, буква "я".
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
– Ты?
– Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!
– Буква ты?
– Да не "ты", а "я"!
Она еще больше удивилась и говорит:
– Я и говорю: ты.
– Да не я, а буква "я"!
– Не ты, а буква ты?
– Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели, ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?
– Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю.
– Что ты понимаешь?
– Это не ты, а это буква так называется: "ты".
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что вообще "я" – это только буква.
– Ну, вот что, – сказал я, наконец, – ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
– Говорить?
– Ну, ну... Конечно.
Вижу – молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
– Ну, что же ты?
– Я сказала.
– А я не слышал, что ты сказала.
– Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
– Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом – на ухо мне:
– Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я – большой человек – не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
– Это кто?
Она говорит:
– Это я.
– Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!
Она говорит:
– Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился – вот-вот заплачет.
– Что же ты, – я спрашиваю, – понимаешь?
– Понимаю, – говорит, – что это я.
– Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?
– Ясно, – говорит. – Это буква ты.
– Да не ты, а я!
– Не я, а ты.
– Не я, а буква "я"!
– Не ты, а буква "ты".
– Не буква "ты", господи, боже мой, а буква "я"!
– Не буква "я", господи, боже мой, а буква "ты"!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
– Нет такой буквы! – закричал я. – Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
– Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
– Хорошо, – сказал я. – Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня – хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и, всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы, в конце концов, перешагнем через эту проклятую букву "я"?
"Ладно, – решил я. – Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
– А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнуласьи пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:
– Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
– Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано: "Якову дали яблоко".
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
– Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
– Яблоко? Так значит, это буква "я"?
Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю:
"Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" – значит – опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".
И я сказал:
– Да, правильно. Это буква "ты".
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы – вместо "яблоко" – тыблоко, вместо "ярмарка" – тырмарка, вместо "якорь" – тыкорь и вместо "язык" – тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

– Назовите тему сегодняшнего урока. (Буква Я.)
– А что вы уже знаете про эту букву? Приготовьте кружочки разного цвета.
Поднимите зеленый кружочек, если вы всё знаете про эту букву, желтый, если сомневаетесь, всё ли вы знаете, красный, если ничего не знаете про букву Я.
– Какие задачи поставим на урок?
– Итак, начнем исследование. Рассмотрите букву. Из каких элементов она состоит? Вылепите её из пластилина.
– Прочитайте утверждение «Одна буква — два звука».
– Про какие буквы так можно сказать? Относится ли это к букве Я?
– Итак, задача 1: узнать, может ли Я обозначать два звука.

4. Открытие нового знания

– Я предлагаю построить звуковую схему. Познакомьтесь с девочкой. Её зовут Яна. (Картинка).
– Постройте звуковую схему слова «Яна». (Дети работают с индивидуальными карточками разного цвета для изображения звуков). Сравните свои схемы в паре.
– Схемы получились разные. Как узнать, кто прав. (Произнести и послушать).
– Что слышим при произнесении Я? (Звуки [й], [а]). Делаем вывод, что буква Я может обозначать два звука. Вернемся к задаче урока.

5. Первичное закрепление

– Постройте звуковую схему слова «ягода». Все справились без ошибок.
– А теперь построим схему слова «мяч». Схемы получились разные. Может быть буква Я не всегда обозначает два звука? Задача 2: выяснить, всегда ли Я обозначает два звука.
– Прочитайте пару слов: МАЛ, МЯЛ. Чем отличаются слова?
– Произнесем слова так, чтобы отчетливо услышать гласный звук.
– Какую роль выполняет буква Я в слове МЯЛ? («Я» обозначает мягкость предшествующего согласного звука.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Вставьте пропущенную букву. Выполните задание на карточках самостоятельно, сверьте в парах, проверьте по эталону.

_ма Кол_
_стреб оп_та
_рбуз игр_

– Прочитайте слова, в которых вставили букву А, а теперь слова с буквой Я.
– Назовите слова, в которых Я обозначает два звука. Где стоит эта буква в слове?
– Какую работу выполняет буква Я в других словах?
– Какой вывод можем сделать? (Буква Я выполняет две работы: может обозначать два звука, указывает на мягкость предшествующего звука.)

7. Включение нового знания в систему знаний

– Поработаем с лентой букв на стр. 75 «Азбуки». Найти место для буквы Я.
– Вспомним задачи, которые ставили на урок. Смогли мы их решить?

8. Рефлексия деятельности

Продолжите фразы:

– сегодня я узнал…
– было интересно…
– было трудно…
– меня удивило…
– мне захотелось…

– А сейчас приготовьте цветные кружочки. Поднимите зеленый кружочек, если вы всё понятно про букву Я, желтый, если испытываете трудности, красный, если хотите знать больше про букву Я.

Прозвенел звонок с урока,
Отдохнуть уже пора.
Что узнали на уроке,
Не забудем никогда!

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.