logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; создать условия для формирования заботливого отношения к птицам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Объявление темы классного часа

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(С.Есенин.)

Учитель: О каком времени года говорится в четверостишии?

(инсценировка на фоне щебетания птиц)

Иволга. Здравствуй, Кукушечка!

Кукушка. Здравствуй, Иволга золотая!

Иволга. Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета приходит дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает и зима, и трескучий мороз. Может быть, это правда?

Кукушка. Пустая болтовня! Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему кукушка и иволга утверждают, что нет на земле ни холодной зимы, ни дождливой осени?

Дети: Это перелетные птицы. На зиму они улетают в теплые края.

III. Знакомство с зимующими птицами

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по зимнему лесу. Сказочно   прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит   запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот   среди этого белоснежного великолепия на ветках мы видим   необыкновенные “цветы”. Это... птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете.

Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Однако для птиц наступила суровая пора. О том, как зимуют птицы, мы сегодня и поговорим.

Знакомство с зимующими птицами нашего края

Учитель:

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!"
(Воробей)

Ученик: Воробей – дерзкая, славная и умная птица, которая живет даже в шумных городах. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Стоит людям построить новый город, воробей тут как тут. Потому что, привыкли жить рядом с людьми. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов. Сельскому хозяйству они приносят большую пользу. Спросите почему? Они питаются вредными насекомыми.

Учитель:

Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак ни сидится -
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится...
(Синица)

Ученик: Синицы очень прожорливые птицы. За день она может съесть столько, сколько она весит сама, при этом она приносит большую пользу природе, поедая вредных насекомых.

Учитель:

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)

Ученик: Дятел – главный доктор наших лесов. Сидит на ветке эта птица не как все – солдатиком. Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит деревья клювом, извлекает вредителей. Но клюв у дятла еще и музыкальный инструмент, стоит ему постучать по сухому суку – так и слышится барабанная дробь: тра-та-та. Летают дятлы хорошо и быстро, но больше предпочитает лазать по дереву, используя крылья, лишь для перелета на соседнее дерево.

Учитель:

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)

Ученик: Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек   наряд более скромный. Снегири держатся обычно стайками по 7-10 птиц. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты и ночует там.

Учитель:

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут...
(Клестом)

Ученик: С холодного севера прилетают к нам на зиму клесты. Клестов называют “северными попугайчиками”.Такое прозвище они получили за то , что подобно настоящим попугаям искусно лазают по деревьям. В феврале-марте-самые вьюжные месяцы самочка клеста выводит птенцов. В этом нет ничего удивительного, т.к. питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые при морозах открываются и клесты достают из них семена приспособленным для этого клювом. Клюв у клеста особенный: кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки клюва загнут вверх и вправо. Гнездо клест строит теплым и глубоким, в затишье. Самочка с гнезда не слетает, семью кормит самец.

Учитель: - А про каких птиц говорится в этих загадках?

Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: "Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)

Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (Сорока)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)

Учитель: Всех этих птиц вы, наверное, встречали. Они тоже зимуют в нашей местности.

IV. Подготовка к практической работе

Учитель: Действительно, в морозные дни птицы сидят, распушив перья, нахохлившись. Они как бы одевают себя воздушной одеждой. Вы, наверное, наблюдали, как птицы клювом ерошат перья? Так они утолщают воздушную одежду. А в полете воздух под перьями все время меняется, отнимая при этом у птицы тепло.

Зимой многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время снегопада, сильного мороза и ночью, когда нельзя покормиться. Из десяти синиц выживают две.

Чем мы можем птицам помочь? (Покормить их)

V. Практическая работа

Учитель: Кормушки, ребята, бывают разные. Их можно сделать своими руками, а можно купить готовую. Сегодня мы с вами будем делать кормушки для птиц. (Изготовление кормушек из пластиковых бутылок и пакетов от молока)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Учитель: Кормушки мы сделали? А какой корм нужен птицам?

Ученики: Просо и пшено, арбузные и дынные семечки, лебеда, крапива, репейник. Ягоды рябины, бузины, черемухи, хлебные крошки, несоленое сало.

VI. Подведение итогов классного часа

- Какие птицы зимуют в наших краях?

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- Какой корм подходит для подкормки?

- Вы научились различать птиц, изготавливать кормушки и правильно подбирать для них корм. Ведь они наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов. Берегите их!

VII. Развешивание кормушек на территории школы.

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.