logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Образовательная программа дополнительного образования детей «Дизайн» является предметным курсом образовательной программы комплексного детского объединения Студии декоративного творчества «Искусница».

В  основу разработки образовательной программы курса «Дизайн»  использована программа:  «Изобразительное искусство и художественный труд», которая разработана Б.М. Неменским,  Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской и др. для общеобразовательных школ и многолетний опыт многопрофильного объединения Школы домашних ремесел «Искусница», реорганизованного в 2019 г. в Студию, с целью оптимизации процесса.

Образовательная программа по предмету «Дизайн» в студии декоративного творчества «Искусница» имеет:  художественно-эстетическую направленность и направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к основам дизайна, овладение способами творческой  деятельности необходимой для создания дизайнерских работ, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности в области дизайна, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление о дизайне, как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства дизайна и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия дизайном способствуют самовыражению обучающегося,  развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

По целевому назначению является – развивающей и направлена на  формирование у воспитанников знаний, умений и компетенций, необходимых для создания декоративных творческих работ с использованием принципов и способов дизайна.

Программа является модифицированной и разработана на основании:

- Приказа министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.4.3172-14, постановление от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;

- Закона об образовании Российской Федерации;

- «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.

Новизна программы состоит в следующем: знания и умения обучающихся формируются, в следствии выполнения последовательных заданий, направленных на формирование нестандартного (креативного) взгляда на окружающий мир и природу,  необходимого для усвоения  способов и методов стилизации изображения.  Основы   знаний,  по дизайну, органично вливаются в любой вид деятельности человека.  Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Учебно-теоретический материал полностью  ориентирован на развитие в ребенке навыков  художника-дизайнера и разработан с учетом психологических  и физиологических особенностей детей школьного возраста.

Актуальность программы обусловлена следующем:  формирование  у обучающихся  интеллектуальной  базы  необходимой  для  развития сферы чувств, эстетического вкуса, а так же знаний и умений, необходимых для развития пространственного и образного мышления.

В основе образовательной деятельности лежит принцип работы над развитием всех обучающихся, независимо от их способностей, посредством сотрудничества. Дети, занимаясь дизайном, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира и видеть его с необычной точки зрения, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям отечественного дизайна.

Интеграция общества в эпоху цифровых технологий, требует от современного человека знаний в области дизайна, который повсеместно присутствует во всем. Дизайн это эстетическое формирование (создание, проектирование) формы (изделия). Это направление дает ребенку новые горизонты в развитии его личности. Программа ориентирована на детей, которые  хотят творчески преобразовать и создавать новые форы,  что способствует интеллектуальному и духовному развитию ребенка.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что замысел, возникший в голове ребенка и который он хочет воплотить в материале, не возможен без понимания взаимосвязи: природа – человек – предметная среда. Обобщенное дизайнерское мышление, формируется через практическую деятельность, освоение дизайнерских вопросов: единства эстетических и функциональных качеств в предмете, целесообразности конструкции, технологичности способов работы.

Учебные задания рассчитаны на активную работу рационально-логической и духовно-эмоциональной сферы ребенка. Специфика творческого процесса, отражена в построение программы   по взаимосвязанным темам, развивающим различные стороны творческой личности в процессе обучения. Курс «Дизайна» Студии декоративного творчества «Искусница» открывает для детей творческое видение окружающего мира. Дает компетенции необходимые области дизайна.  Компетенции позволяют сформировать творческий тонус у ребенка, а  впоследствии творческий потенциал. Уровень творческого потенциала воспитанников студии отслеживается на конкурсах, выставках.

Цель программы.

Сформировать у обучающихся знания и умения, необходимые для создания творческих работ направленных на трансформацию окружающей среды и развить конструктивное, пространственное и образное мышление.

Задачи программы.

Знакомство с художественными материалами.

Обучить основам дизайнерской грамоты.

Обучить основам композиции в области дизайна.

Познакомить с основами теории в области дизайна.

Развить творческое мышление.

Развить пространственное и образное мышление у воспитанников.

Воспитать бережное отношение к историческому наследию.

Отличительной особенностью программы по курсу «Дизайн» Студии декоративного творчества «Искусница» является то, что она направлена на формирование у обучающихся компетентностей, необходимых для создания творческих  работ,  выполненных в различных видах изобразительного искусства, а так же: нестандартных знаний и умений, необходимых для создания (проектирования) новых форм. Процесс обучения дизайном строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и дизайна, у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основам дизайна, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Структура программы представляет теоретические темы, распределенные по годам обучения

1 год обучения: «Азбука творчества  дизайна», «Геометрические формы в дизайне», «Выразительные формы композиции в дизайне».

2 год обучения: «Природные формы в дизайне», «Бумажная пластика»,  «Конструирование объемов».

Приём в Студию декоративного творчества «Искусница» осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу обучающихся, в возрасте 6-11 лет.

Курс «Дизайн» рассчитан на 2 года обучения (по 108 часа для каждого года). Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 3 учебных часа, для каждой группы.

Наполняемость групп: по 15 человек для 1 года и 12 человек для 2 года обучения.

Набор в студию производится с 1 по 15 сентября. Занятия в группе первого года обучения, Студии декоративного творчества  «Искусница» начинается с 15 сентября, второго года – с 1 сентября.

Образовательная программа «Дизайн» состоит из следующих теоретических тем:

Тема.  «Азбука творчества  дизайна».

Тема направлена на раскрытие и поддержку творческой личности ребенка, на формирование исследовательского потенциала, склонность к фантазированию, устойчивой мотивации к творчеству. Задания темы строятся, как маленькие путешествия в мир природы, где дети знакомятся с обычными природными формами с необычной точки зрения, что направлено на интерес к творчеству и способность нестандартно мыслить.

Тема.  «Геометрические формы в дизайне».

Занятия по теме направлены на изучение конструктивных, комбинаторных  и выразительных качеств геометрических фигур. Из множества фигур  и форм рассматриваются самые простые и выразительные – круг, квадрат, треугольник и производные от них фигуры и объемы. Выявляя эти формы в окружающей среде дети одновременно исследуют  их конструктивные и декоративные качества, а также  особенности формообразования каждой из них. Чередование простых по форме заданий  развивает внимание, исследовательские способности, чувство цвета и гармонии, прививает культуру работы с различными средствами выразительности.  Так же способствуют наиболее полному раскрытию темы и пробуждают фантазию, закладывают основы композиционного мышления и развивают пространственное воображение.

Тема.  «Выразительные формы композиции в дизайне».

В процессе обучения формируются универсальные понятия композиции, основы графического дизайна, его азбука, исследуются выразительные возможности точки, линии, геометрических фигур, различных абстрактных форм и фактур. Графические элементы рассматриваются, как носители ассоциаций и смыслов, а их взаимоотношения в поле композиции – как аналог взаимодействия реальных сил, как процесс моделирования различных форм и композиций. Погружение в композицию и в ее элементы позволяет осмыслить способы выражения формы. Соподчинение всех элементов композиции главной идеи, позволяет найти соответствующий композиционный строй, добиться нужного эффекта, сделать невидимое видимым, наглядным и предельно выразительным. Комплекс заданий способствует концентрации внимания, внутренней визуализации образа, развитию чувства гармонии и соразмерности.

Тема.  «Природные формы в дизайне».

В основе темы рассматриваются образы и формы природного мира. Приобретенные навыки работы с разнообразными средствами выразительности, творческий потенциал детей позволяют реализовывать новые задачи, направленные на исследование природных форм с точки зрения их декоративных и композиционных качеств. Мир вокруг многообразен и неповторим , каждая из форм имеет свою функцию, цвет, взаимосвязь со средой обитания. Рассматриваются темы: «Цветы», «Птицы», «Животные», «Насекомые», и т.п., которые направляют воображение и фантазию детей на развитие ассоциативного мышления, необходимого для деятельности дизайнера. Изучение природных форм, их особенностей формирует у обучающихся наблюдательность, развивает чувство гармонии, прекрасного,  фантазию и ассоциативное мышление.

Тема. «Бумажная пластика».  

Приложение 1. Стр. 22. Бумажная пластика. Методика преподавания.

На занятиях изучаются выразительные свойства бумаги и способы работы с ней. Лист бумаги рассматривается как одна из форм скульптуры. Обучающиеся знакомятся с выразительными возможностями симметричных силуэтов из бумаги, так же построения ребристых объемов, тел вращения и т.п. Дети осваивают технологии работы с бумагой. Задания способствуют развитию проектного мышления: образ-объект, эскиз-чертеж.  Подбирается цвет, фактура бумаги, продумывается технология выполнения работы. Таким образом формируются умения и навыки дизайнерского мышления.

Тема. «Конструирование объемов».

В процессе освоения темы обучающиеся знакомятся с новым для них предметом – «Организация пространства», что включает в себя изучение объемно-пространственной композиции.  В процессе обучения формируются представления о композиции среды, ее функции и смыслового содержания. Задания направлены на решение геометрических фантазий объединяющих в себе основные композиционные составляющие: пространство, форма, цвет.  Выполняются задания, где дети учатся гармоничному и выразительному сочетанию пространственных образов, приобретают навыки работы с различными материалами, используя последовательный технологический ряд: эскиз-чертеж-проект. Все задания направлены на развитие объемно-пространственного мышления. Возраст обучающихся позволяет решать композиционные, конструктивные и проектные задачи.

Эффективность учебного процесса обеспечивает совокупность применения форм, средств и методов обучения, с учётом учебных задач, возрастных особенностей обучающихся.   Основанная на этом система занятий обеспечивает ребенку комфортную среду обучения и развития.

В ходе реализации программы используются  следующие формы обучения:

По количеству детей – индивидуальная и коллективная формы занятий.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – учебное занятие, экскурсия, викторина, выставки, конкурс, творческая встречи, мастерская, мастер-класс, беседа, объяснение.

По дидактической цели – комбинированные  занятия.

Основу программы создает система форм,  методов и средств обучения, что представляет технологию программы, сформированных с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые стимулируют развитие познавательного интереса у детей, и обеспечивается системой занятий и организационными формами.  

Формы обучения представляют:

обучающее занятие в учебном кабинете, экскурсии, викторины, выставки,  обсуждение работ, творческие встречи и др.

Формы выражения художественной деятельности представляют собой:

- изображение на плоскости в различных техниках (рисунок, живопись, различные декоративные решения и «подачи»), аппликации (бумажная, лоскутная);

- объемные решения (конструирование из бумаги);

- также индивидуальные и коллективные работы.

Дизайнер, работающий над проектированием новой формы, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, помогающий людям через идею создать что- новое. И научить этому ребенка можно используя следующие методы педагогики:

Методы обучения реализуются следующими средствами, это

дидактический  и методический «материал» используемый при выполнении        программы.

Совокупность применение форм, средств и методов обучения, с учетом ситуаций обеспечивает эффективность учебного процесса.

Методы обучения:

- репродуктивный метод , мотивация к творчеству, беседа, творческие открытия, мозговой штурм,    диалог, демонстрация, свобода в системе ограничений,  наглядные,  словесные,  практические, наблюдение,  экскурсия, использование образцов педагога, художественное слово и  др.

Занятия  состоят из теоретической и практической частей. Причем, большее количество времени занимает практическая часть, т.к. учитываются особенности детей младшего школьного возраста, проявляющих повышенную эффективность при реальной деятельности. Форму занятий можно определить, как студийную деятельность детей. На занятиях используются репродуктивные методы обучения для активного восприятия и запоминания получаемой информации, а также проблемно-поисковые методы обучения для самостоятельного творческого процесса при создании эскизов  и воплощении творческих работ.

Средства обучения:

- наглядные пособия, фонд детских работ и работ педагога, библиотека, раздаточные материалы.

Образовательный курс создает оптимальные условия для реализации способностей воспитанников и освоения программы. Поэтому большой интерес представляют технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Культурно-воспитывающая технология – представляющая собой путь вхождения личности в культуру через творчество, направлена формирование мировоззрения детей и развития познавательных способностей.

Технология индивидуального обучения – используется при работе над творческими работами, эта форма является приоритетной и адаптируется к особенностям каждого ребенка.

Технология коллективной творческой деятельности – применяется при выполнении конкурсных работ и предполагает совместные действия, коммуникативность, взаимопомощь, взаимокоррекцию. 

На первом году обучения на основе пройденного материала по темам: «Азбука творчества дизайна», «Геометрические формы в дизайне», «Выразительные формы композиции в дизайне» - создается база элементарных знаний, которые формируют:  исследовательский и творческий потенциал у  обучающихся и дают, возможность создавать грамотные и творческие работы.

На втором году обучения база знаний расширяется и усложняется. Теоретические темы второго года обучения: «Природные формы в дизайне», «Бумажная пластика», «Конструирование объемов» - формируется дизайнерское мышление, которое дает возможность обучающимся выполнить основную задачу курса –

создать творческую работу по правилам дизайна   (самостоятельный выбор темы, разработка эскиза, разработка стилизованного рисунка, проекта).

       Реализация программы направлена на формирование следующих компетенций:

ключевые компетенции

общепредметные компетенции

предметные компетенции

ценностно-смысловые

- формирование мировоззрения, развитие творческой личности обучающегося;

- бережное отношение к историческим традициям;

- умение е принимать решение в процессе создания творческих работ (проектов).

- способность видеть и понимать окружающий мир.

-умение разбираться в видах и жанрах изобразительного искусства;

-владение навыками цветоведения.

- умение извлекать пользу из опыта.

-создавать авторские композиции на основе собственного опыта;

- формирование навыков работы художественными материалами.

креативные

-формирование исследовательского потенциала

- навыки восприятия обычных природных форм с необычной точки зрения

- навыки не стандартного мышления.

- знакомство с основами теории дизайна

-умение  выбирать художественные материалы для выполнения творческой работы,

-владение элементами художественно-творческих компетенций исполнителя.

- формирование пространственного и образного мышления

-навыки использования конструктивных, комбинаторных и выразительных качеств геометрических фигур;

- навыки использования простых геометрических фигур в формообразовании и использование их конструктивных и декоративных качеств.

общекультурные

-умение уважительно относиться к окружающим людям;

- владение знаниями об общекультурных и традиционных ценностях;

- знакомство с культурой своего народа, края, культурой других стран и народов.

- умение получать необходимую информацию в общении;

- навыки простого диалога со взрослыми и сверстниками;

- умение характеризовать свою работу и работу и работу других обучающихся.

- умение принимать

участие в коллективных делах

- умение определять свое место в коллективе, в окружающем мире;

- умение принимать и оказывать помощь.

В течение учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль проводится на занятии  в процессе систематического наблюдения за работой воспитанников, что дает возможность установить уровень подготовки ребенка.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы и в конце учебного периода и с учетом данных текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и по окончании года обучения. При этом учитываются результаты текущего и периодического контролей.

Текущий и периодический  контроль осуществляются следующим образом:

результатов обучения осуществляется посредством организации выставок детских работ в учебном кабинете (по темам). Лучшие работы на уровне кружка направляются для участия в выставках, проводимых Детско-юношеским центром, учреждениями образования, культуры, различными организации. Победителей творческих конкурсов, выставок поощряются грамотами.

Итоговый контроль: проводится  посредством  участие в  ежегодных выставках отдела (Новогодней и Отчётной).

Так же применяется - самоконтроль. Это позволяетØ выявить степень самоорганизации детей. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль  за собственными действиями и вниманием, своей памятью и т.д. Самоконтроль свидетельствует об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

Уровень сложности выполняемых детьми практических заданий увеличивается вместе с взрослением детей. Выделены две возрастные группы – 1- я группа, 6-8 лет, 2-я группа, 9-11 лет. Для решения задач программы учитываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На этапе развития детей младшего школьного  возраста (6 -11 лет) приоритетом является увлеченность ребенка конкретным делом. Приобретённые навыки вырабатываются легко и быстро, и становятся стойкими. Складываются устойчивые отношения между ребенком и педагогом.

Ожидаемые результаты освоения программы.

По окончании 1-го года обучения воспитанники должны

Знать:

основы дизайна, основы комбинаторных и декоративных качеств геометрических фигур, основы графического дизайна, способы и методы стилизации форм.

Уметь:

выполнять простые дизайнерские композиции, композиции из геометрических фигур, композиции с использованием графического дизайна, выполнять стилизованное изображение объекта.

По окончании 2-го года обучения воспитанники должны

Знать:

композиционные приемы и способы стилизации природных форм, выразительные свойства бумаги, свойства проявления цвета в объемных формах,  основы объемно-пространственной композиции.

Уметь:

выполнять стилизованные изображения природных форм, владеть навыками работы с бумагой, с последующим созданием образа, выполнять объемные композиции с использованием цветового решения, выполнять объёмно-пространственные композиции на основе прямоугольных форм.

 

В результате обучения предусмотрены три уровня усвоения программы:

Уровень

Показатели усвоения программы

низкий

Формирование интереса к декоративному творчеству.

Создание творческих работ по образцу.

В творческих работах допускаются значительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках на уровне объединения.

средний

Устойчивый интерес к декоративному творчеству.

Создание творческих работ, модификаций образца.

В творческих работах допускаются незначительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах городского уровня.

высокий

Повышенный интерес к декоративному творчеству.

Создание авторских творческих работ.

В творческих работах не допускаются ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах областного, международного уровня.

Адекватная оценка творческих работ (своих и сверстников).

Помощь сверстникам в рамках наставника-инструктора.

Обязательным условием мониторинга образовательного процесса является контроль.

Основной формой текущего контроля является индивидуальный просмотр работ воспитанников  педагогом, который можно устроить как временную выставку. Возможно, номинировать приз зрительских симпатий, а также определять работы по различным критериям: «самая креативная», «самая интересная», «самая выразительная по форме», «самая красивая по технике выполнения» и др., организовав сбор отзывов в специальный конверт. Педагог подводит итоги, объявляет их, награждает авторов лучших работ. При оценке удобно пользоваться таблицей «Уровень выполнения творческой работы».

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества представляет собой анализ продукта деятельности школьников.

1.Содержание изображения (полнота созданного образа).                                                                                           2.Передача формы;                                                                                                                                                               3.Строение предмета:

4.Композиция:

5.Передача цвета:  

6.Полнота раскрытия замысла.                    

Все эти критерии оценки работы ребенка можно представить в таблице, с применением  системы оценок по уровням: 4 балла – I уровень (низкий); 5-8  баллов – II уровень (средний);  9-12 баллов  – III уровень (высокий).

 

Уровень выполнения творческой работы.

имя

содержание

форма

строение

композиции

цвет

замысел

итог

  

Итогом обучения в Студии декоративного творчества  "Искусница", курс «Дизайн»,   является, самостоятельна я работа на свободную тему, с организацией выставки детских работ.

Поэтому, программа направлена на создание условий для развития ребенка.

Обеспечение разнообразия материалов для творчества.

Создание положительных эмоций на занятиях.

Программа направлена на развитие мотивации и творчеству.

Индивидуальный подход к обучающихся (учет их индивидуальных предпочтений).

Участие обучающихся в конкурсах и выставках.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающихся.

Создание положительно-эмоционального климата на занятиях изобразительного искусства.

Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком виде оно ни проявлялось.

Программа направлена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Освоение обучающихся элементов языка искусств через восприятие произведений искусства.

Выражение отношений к действительности художественными образами, последовательные овладения изобразительными  и техническими умениями, навыками.

 В рамках работы с родителями предусмотрены следующие формы работы: сбор данных о ребёнке и родителях, особенностях семьи, беседы с родителями, выполнение совместных работ детей с родителями для участия в конкурсах, проведение совместных мероприятий, представление родителям выставок детского творчества и др.

Условия реализации программы и учебно-методический комплекс программы

Для реализации программы необходимо помещение, которое поделено на рабочую и подсобную зоны.

Рабочая (учебная) зона обеспечена мольбертами для рисования, стульями, столами ученическими и столами для постановок, учебной доской.

Подсобная зона оснащена шкафами  для хранения натурного фонда и хранения наглядных пособий и др.

Учебная зона делится на зону работы за столом, на зону работы за мольбертом, зону для натурных постановок, зону работы педагога.

Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс.

Библиотека.

- литература по профилю: книги дизайну, книги по теории изобразительного искусства,

- нормативные документы.

2.   Фонд учебно-наглядных пособий:

 - репродукции художников, фонд творческих работ учащихся,

 - муляжи,

3.  Фото фонд.

- фотографии детских работ принявших участие в выставках и конкурсах, фото архив.

4.  Перечень творческих достижений.

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы следующие условия:

Описание кабинета. Кабинет представляет собой прямоугольное помещение размером: 7м х 7м = 49м2. Высота кабинета равна 4м. Кабинет имеет 4 окна.

Оборудование кабинета.

Стулья 13 шт.Стол для педагога. Шкаф для хранения работ учащихся - 1 шт.

Шкаф для хранения литературы и рабочего материала - 1 шт.

Шкаф для выставочных работ – 1 шт. Мольберты для рисования – 9 шт.

Учебная доска 1 шт.

Организация внутреннего пространства кабинета соответствует характеру работ проводимых в кабинете и соответствует принципу целесообразности.

С начало учащийся попадает в учебный класс, который делится на следующие зоны:

- зону работы за столом;

- зону работы с мольбертом;

- зону размещения наглядных пособий;

Зрительные зоны кабинета организованы следующим образом:

- сменная экспозиция работ учащихся, которая обновляется;

- передняя стенка кабинета используется для демонстрации наглядных пособий, схем и т. д.

Температура воздуха – 20с.

Освещение: смешанное вечером, днем естественное. Светильники включаются, по необходимости.

Пути в технологических зонах не пересекаются, зоны плавно переходят одна в другую. Мебель соответствует характеру работы и подобрана с учетом закономерности моторики человека.

Для реализации учебной программы необходимы, следующие материалы: карандаши, кисти, резинки, акварель, гуашь, бумага для рисования, цветная бумага, клей, кнопки, баночки под воду, баночки  для разведения красок, тетради, ручки.

Согласно учебной программе кабинет оснащен методическими и наглядными пособиями. 

В кабинете собрана библиотека необходимая для реализации программы по курсу «Изобразительное искусство» студии декоративного творчества «Искусница». Библиотека включает следующие разделы: курс по теории изобразительного искусства и дизайна, курс по истории изобразительного искусства. Библиотека включает                                              

периодические издания журналов «Юный художник», таблицы по темам, папки с подборкой материала по темам программы, образцы поэтапного выполнения работ, муляжи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курс «Дизайн», первый год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

количество часов

всего

теория

прак-

тика

Форма аттестации/

контроля

1

2

3

4

5

6

Введение.

Знакомство с курсом «дизайн» студии декоративного творчества «Искусница»

Азбука творчества  дизайна.

Знакомство с историей дизайна.

Знакомство со средствами дизайна.

(Инструменты, средства выразительности, бумага, аппликация, коллажи, вырезание).

Знакомство с миром природы с необычной точки зрения.

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания   (Выполнение аппликации (коллажа)  1,2, …)

Творческие задания   (Выполнение объемной  композиции 1,2, …)

Геометрические формы в дизайне.

Изучение конструктивных, комбинаторных, выразительных и декоративных качеств геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал…).

Выполнение заданий по теме.

Творческое задание   (Выполнение декоративной композиции (аппликации (коллажа) с использованием геометрических фигур).

Творческое задание   (Выполнение декоративной композиции из  объемных элементов  (геометрических тел), создание образов животных, растений).

Выразительные формы композиции в дизайне.

Знакомство с универсальными понятиями в композиции и основами графического дизайна.

Выразительные возможности точки, линии, геометрических фигур и фактур.

Выполнение заданий по теме.

Творческое задание   (Выполнение творческой работы с применением средств графического дизайна ).

Творческое задание (Выполнение объемной композиции)

Итоговая выставка.

Воспитательные мероприятия:

(экскурсии, праздники, тематические вечера).

Оформление выставочных работ.

                                                               ИТОГО:

3

30

30

30

6

9

108

3

3

3

27

27

27

беседа

игра

Выставка творческих работ

Выставка творческих работ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курс «Дизайн», второй год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

количество часов

всего

теория

Прак-тика

Форма аттестации/

контроля

1

2

3

4

5

6

Введение.

Беседа о пройденном материале 1-го года обучения.

Природные формы в дизайне.

Использование форм природного мира в декоративных композициях.

Навыки работы разнообразными средствами выразительности, с использованием различных технологий и композиционных приемов.

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания – Животные, птицы (выполнение аппликации (коллажа)  1,2, …)-

Творческие задания – Цветы, насекомые (выполнение аппликации(коллажа) 1,2, …)

Бумажная пластика.

Знакомство с выразительными средствами бумаги и способами работы с ней (складывание, скручивание, сминание, вырезание, плоскость, рельеф, объем, пространство),

Навыки работы с образом с последующим созданием эскиза-чертежа.

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания   (Занятие 1,2, …)

Конструирование объемов.

Создание объемных форм на основе геометрических тел (цилиндр, куб, конус…)

Методы структурирования формы объемов.

Выполнение заданий по теме.

Работа по созданию объемов.

Творческие задания   (Занятие 1,2, …)

Итоговая выставка.

Воспитательные мероприятия:

(экскурсии, праздники, тематические вечера).

Оформление выставочных работ.

                                                               ИТОГО:

3

30

30

30

3

9

108

3

3

3

27

27

27

беседа

игра

игра

Выставка творческих работ

СОДЕРЖАНИЕ

Программы  первого года обучения

Тема 1. Введение.

Знакомство с курсом «Дизайн» Студии декоративного творчества «Искусница». Организация деятельности Студии, перспектива обучения.

Практика: проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения на занятиях, планом работы Студии. Выполнение творческого задания на свободную тему.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги.

Материалы: цветная бумага, клей.

Инструменты: карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2.Азбука творчества дизайна.

Знакомство с историей возникновения дизайна. Знакомство со средствами дизайна:  инструменты, бумага, аппликация, коллажи, вырезание. Знакомство с миром природы с необычной точки зрения. 

Практика:  Выполнение дизайнерских композиций. Творческие задания: «Мир во круг нас» (выполнение аппликации (коллажа) 1, 2, …).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: цветная бумага, клей.

Инструменты: карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Выполнение творческого задания: «Мир природы с необычной точки зрения».

Творческие задания (Выполнение объемной композиции 1, 2, …).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски.

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 3. Геометрические формы в дизайне.

Понятия о конструктивных, комбинаторных, выразительных и декоративных качествах геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал…).

Приемы композиции на практике, технические особенности.

Практика: Выполнение творческой работы, используя комбинаторные качества геометрических фигур (формообразование)

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с основными «понятиями» «комбинаторики» в дизайне. Знакомство с  правилами, приемами, «средствами», применяемые в композиционном решении творческих работ.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Выполнить работу, используя комбинаторные качества геометрических тел (формообразование) по созданию образов животных (растений…).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Выполнение творческой работы по созданию образов животных (растений ...), используя приемы и «средства» формообразования в дизайне.

Дидактический материал. Таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 4. Выразительные формы композиции в дизайне.

Знакомство с универсальными понятиями в композиции и основами графического дизайна. Знакомство с выразительными возможностями точки, линии, геометрических фигур, абстрактных форм и фактур.

Практика. Творческое задание (Выполнение творческой работы с применением средств  графического дизайна  1, 2, …).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с основами графического дизайна. Знакомство с выразительными возможностями точки, линии, геометрических фигур, абстрактных форм и фактур. 

Дидактический материал. Таблицы по теме. Работы учащихся прошлых лет из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Творческое задание (Выполнение объемной композиции с применением выразительных форм в дизайне. 1, 2, …).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с выразительными возможностями геометрических тел, и фактур. 

Дидактический материал. Таблицы по теме. Работы учащихся прошлых лет из методического фонда.

Материалы: цветная бумага, клей.

Инструменты: фломастеры карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

6. Итоговая выставка.

Стимулирование творческой и познавательной активности, пропаганда детского творчества.

7. Воспитательные мероприятия.

Форма.  Экскурсии, праздники, тематические вечера.

Формирование у детей чувства прекрасного, интерес к культуре и историческому наследию.

Развивать у детей вкус, чувство меры, коллективизма, внимания  друг к другу.

СОДЕРЖАНИЕ

Курса «Дизайн», второго года обучения

Тема 1. Ведение.

Организация и содержание деятельности студии «Искусница» 2-го года обучения.

Практика: проведение инструктажа по технике безопасности. Выполнение творческой работы по любой из пройденных тем прошлого года.

Форма занятия: комбинированное,  практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, показ необходимых материалов, инструментов, книг.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги.

Материалы: цветной картон, бумага писчая.

Инструменты: ножницы, простые карандаши, ластик.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2. Природные формы в дизайне.

Способы использования форм природного мира в декоративных композициях. Навыки разнообразными средствами выразительности, с использованием различных технологий и композиционных приемов. Выполнение заданий с использованием композиционных приемов

Практика:  Творческое задание – «Животные» («Птицы»), выполнение аппликации(коллажа) 1, 2, ...

Форма занятия:  комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство со средствами выразительности и использованием различных технологий и композиционных приемов для выполнения творческого задания по теме.

Дидактический материал. Таблицы по теме. Работы учащихся из методического фонда.

Материалы: цветная бумага, клей.

Инструменты: фломастеры карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Творческие задания – «Цветы», «Насекомые»  (выполнение аппликации (коллажа) 1, 2, ...)

Форма занятия:  комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесс: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство со средствами выразительности и с использованием различных технологий, композиционных приемов для выполнения творческого задания по теме.

Дидактический материал. Таблицы по теме. Работы учащихся из методического фонда.

Материалы: цветная бумага, клей.

Инструменты: фломастеры карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 3. Бумажная пластика.

Знакомство с выразительными средствами бумаги и способами работы с ней (складывание, скручивание, «сминание», вырезание, плоскость, рельеф, объем, пространство). Навыки работы с образом с последующим созданием эскиза-чертежа.

Практика:  Выполнение учебных заданий по теме «Бумажная пластика».

Творческие задания  (Занятие 1, 2, …)

Форма занятия. Комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с техникой «Бумажная пластика». Знакомство со способами, особенностями  и приемами работы с бумагой.

Дидактический материал. Таблицы по теме. Работы учащихся из фонда.

Материалы: цветная бумага различных фактур, клей.

Инструменты: фломастеры карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

      

Тема 4. Конструирование объемов.

Знакомство с созданием объемных форм на основе геометрических тел (цилиндр, конус, куб …) Методы структурирования формы объемов.

Практика:  Выполнение работы по структурированию объемов.

Выполнение творческих заданий (Занятие 1, 2, 3, …).

Форма занятия. Комбинированная, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии, помощь педагога при выполнении работы.

Знакомство с методами структурирования формы объемов ( создание объемных форм на основе геометрических тел). Знакомство с техникой и способами выполнения работы.

Дидактический материал. Работы учащихся по теме из фондов.

Материалы: цветная бумага различных фактур, калька, клей.

Инструменты: фломастеры карандаши, ножницы, фломастеры.

Техническое оснащение: ПК.  

5.  Итоговая выставка.

6. Воспитательные мероприятия.

Форма.  Экскурсии, праздники, тематические вечера.

Воспитание чувства прекрасного, интереса к культуре  и историческому наследию.  Развитие вкуса, чувства меры, коллективизма, внимание друг к другу.

Оформление выставки.

Стимулирование творческой и познавательной активности, пропаганда детского творчества.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гусакова М.А. Аппликация. М.: Прошвещение,1987.

Карташев Н.Н., "Школьная валеология", - Волгоград, "Перемена", 1996 г.

Лыкова И.Л. Мастерилка. Букашки из бумашки. М.: Карапуз,2007.

Неменский Б.М., Горяева Н.А., "Изобразительное искусство и художественный труд", - М., "Просвещение", 2005 г.

Неменский Б.М., "Педагогика искусства", - М., Просвещение", 2007 г.

Пьянкова Н. И., "Изобразительное искусство в современной школе", - М., "Просвещение", 2006 г.

СветловаИ.Е. Развиваем воображение и фантазию. М.:Эксмо,2005

СиницинаЕ.И. Умные Занятия. М.: Лист,1999.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и  др. "Изобразительное искусство и художественный труд", М., "Просвещение", 2008 г.

Приложение 1

Бумажная пластика.

Методика преподавания.

Содержание.

В процессе творчества очень важно, чтобы обучающиеся свободно владели необходимым арсеналом художественных средств, что позволит им выбрать именно ту технику исполнения, которая больше соответствует их замыслу, выгодно подчеркнёт достоинства идеи. В процессе обучения дети знакомятся со свойствами различных художественных материалов и техник, причём приветствуется наиболее нетрадиционное использование привычных материалов, что в свою очередь провоцирует развитие творческих способностей. Одним из таких видов творчества является бумажная пластика, которая представляет следующее: технику конструирования различных объёмов и элементов  из бумаги.

Роль педагога.

Для освоения техники бумажной пластики педагог знакомит обучающихся с арсеналом средств и инструментов, необходимых для работы: бумага различная по фактуре, толщине, цвету; ножницы, конторский нож, чертёжные инструменты (циркуль, линейка, треугольники, лекала). Целью творческой деятельности является знакомство,  с основами конструирования из бумаги -  создание простых форм, на основе знаний и навыков конструирования простых геометрических тел (цилиндр, куб, конус, пирамида и др.)

Роль ребёнка.

Осваивая простейшие методы конструирования из бумаги, педагог предлагает ребёнку создать на основе простейших геометрических тел какие-либо формы.

Например. На основе цилиндра создать шляпку. На основе конуса – петушка, Деда Мороза. Объединяя цилиндр и конус, создать кота, собачку, корову и т.д.

Работа с бумагой- это работа с материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Занятия с бумагой предполагают наличие знаний различных областей искусства. Умение читать схемы (чертежи) необходимо для выполнения выкроек различной сложности, способность  чувствовать пространственную среду, владеть основными способами изображения на листе  и иметь начальные практические навыки конструирования. Недостающие навыки, в свою очередь,   могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности в области бумажной пластики при создании не сложных композиций и отдельных изделий.

4)Как замысел воплощается.

Выполняя задание, ребёнок сталкивается с задачей: на основе простых геометрических форм и дополнительных элементов, создать более сложную по свой характеристике форму (объём), который отражает его  замысел.

Итог работы.

Таким образом, конструирование из бумаги способствует формированию творческого потенциала у обучающихся, аналитического и нестандартного мышления, приобщает к целостному видению, как отдельной формы, так и проблемы в целом. 

Диагностика.

Для оценки результативности освоения техники используется следующие критерии оценки:

- уровень осмысления  техники;

- качественные навыки выполнения творческих работ;

- выразительность создаваемого художественного образа.

Для оценки предлагается следующая система:

- отлично, - хорошо, - удовлетворительно, - неудовлетворительно.

Это можно представить следующим образом в таблице:

ФИО уч-ся

замысел

качество

выразительность

Сумма баллов

Результативность.

Результативностью является умение применения усвоенного материала в практической деятельности.

Наивысший результат в освоении техники бумажной пластики достигается при соблюдении следующих условий:

- формирование активного отношения к обучению со стороны учащихся;

- подача материала в определенной последовательности;

-  закрепление  приёмов в практической деятельности.

Овладение техникой бумажной пластики, представляет  собой один из методов обучения изобразительному искусству, который необходим для формирования творческого потенциала обучающихся.  Работа с бумагой, включает следующее: создание объёмов или различных форм  из бумаги для воплощения образа.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.