logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Образовательная программа «Изобразительное искусство» является составной частью единой частью комплексной образовательной программы, определяющей деятельность детского объединения МОУ ДЮЦ  Волгограда – Студии декоративного творчества «Искусница». Структура общей программы включает в себя три курса, в том числе «Дизайн» и «Декоративное творчество». Для групп 1-го и 2-го года обучения предусмотрено по одному занятию в неделю длительностью 3 учебных часа по каждому курсу «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративное творчество».

Образовательная программа курса «Изобразительное искусство» Студии декоративного творчества «Искусница» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие творческих способностей в области изобразительного и декоративного творчества, а так же направлена на нравственное и художественно-эстетическое развитие личности детей.

Так же Программа ориентирована на то, чтобы знания в этой области т и основополагающие практические умения и навыки в данной сфере, стали хорошей основой для продолжения занятий изобразительным искусством.

По целевому назначению программа является - развивающей, ставит перед собой следующую цель: способствовать формированию у обучающихся навыков творческой деятельности посредством создания творческих работ, с использованием принципов изобразительного искусства

Программа является модифицированной и разработана на основании:

-приказа министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.4.3172-14, постановление от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;

- Закона об образовании Российской Федерации;

- «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.

В  основу разработки дополнительной образовательной программы курса «Изобразительное искусство»  использована программа:  «Изобразительное искусство и художественный труд», которая разработана Б.М. Неменским,  Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской и др. для общеобразовательных школ и многолетний опыт многопрофильного объединения Школы домашних ремесел «Искусница», реорганизованного в 2019 г. В Студию, с целью оптимизации процесса.

Новизна программы – заключается в том, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников развиваются творческие начала.  Так же формируются знания и умения, путем  выполнения последовательных заданий, направленных на формирование нестандартного (креативного) взгляда на окружающий мир и природу,  необходимого для усвоения  способов и методов стилизации изображении и создания творческого образа.  Основы   знаний,  по изобразительному искусству, органично вливаются в любой вид деятельности человека.

Актуальность программы  данной программы заключается в расширении и углублении диапазона знаний, умений и навыков по изобразительному искусству.

Изобразительное искусство - сокровищница культурного  наследия, средство познания окружающего мира, источник вдохновения  и духовного богатства человека. В наше время больше внимания уделяется науке и научным знаниям, а приобщение учащихся к изобразительному искусству отодвигается на второй план, что тормозит воспитание всесторонне развитой и культурной личности.  Поэтому, формирование  у обучающихся  интеллектуальной  базы,  необходимо  для  развития сферы чувств, эстетического вкуса,  знаний и умений.  Развитие пространственного и образного мышления, способствуют воспитанию   творческой активности у детей.

В основе образовательной деятельности лежит принцип работы над развитием всех обучающихся, независимо от их способностей, посредством сотрудничества. Так же,  интеграция общества в эпоху цифровых технологий, требует от современного человека компетенций в области изобразительного искусства.  Это направление дает ребенку новые горизонты в развитии его личности.

Педагогическая целесообразность: изучение предмета Изобразительное искусство, заключается в том, чтобы замысел, возникший в голове ребенка и который он хочет воплотить в материале, не возможен без знаний по «композиции», правил и законов изобразительности, с помощью которых художнику можно создать форму, передать эмоциональное состояние, изобразить трехмерный объем на двухмерной плоскости, создать образ. Для художника-дизайнера изображение идеи – промежуточный этап творчества, исполнение замысла в соответствующем материале завершает процесс творчества. Специфика творческого процесса, отражена в построение программы   по взаимосвязанным темам, развивающим различные стороны творческой личности в процессе обучения. Курс «Изобразительного искусства» студии декоративного творчества «Искусница» открывает для детей творческое видение окружающего мира. Дает компетенции необходимые в области изобразительного искусства. Компетенции позволяют сформировать творческий тонус у ребенка, а  впоследствии творческий потенциал. Уровень творческого потенциала воспитанников студии отслеживается на конкурсах, выставках.

Цель программы.

Выявление и развитие способностей обучающихся в области изобразительного искусства, развитие творческой личности обучающихся.

Задачи программы.

Познакомить с художественными материалами.

Обучить основам изобразительной грамоты.

Обучить основам композиции.

Развить творческое мышление.

Развить пространственное и образное мышление у воспитанников.

Воспитать бережное отношение к историческому наследию.

Отличительной особенностью программы

по курсу «Изобразительное искусство» Студии декоративного творчества «Искусница» является то, что она направлена на формирование у обучающихся компетентностей, необходимых для создания творческих  работ,  выполненных в различных видах изобразительного искусства.

Изучаемая тематика курса «Изобразительное искусство» перекликается и взаимо-дополняет тематику других предметов, изучаемых в Студии декоративного творчества «Искусница» - а это  курсы «Дизайн» и «Декоративное творчество», что способствует более эффективному погружению детей в мир изобразительного и декоративного искусств и развитию.

В основе образовательной деятельности лежит принцип целенаправленной работы над развитием всех обучающихся, независимо от их способностей, посредством сотрудничества.

Для образовательного процесса курса «Изобразительного искусство» студии декоративного творчества «Искусница» требуются следующие средства обучения (на группу обучающихся): кабинет оборудованный, для работы изобразительным искусством (мольберты, столы, учебная доска, стулья, постановочные столы материалы, выставочные стенды, художественные материалы, бумага, карандаши, краски, кисти, цветная бумага и т.д.) творческой личности.

На первом году обучения на основе пройденного материала по темам: «Способы художественного изображения», «Основы композиции», «Основы цветоведение», «Основы Декоративно-прикладного искусства» - формируются компетенции, необходимые  обучающимся создавать грамотные и творческие работы.

На втором году обучения компетенции расширяется и усложняется. Теоретические темы второго года обучения: «Графика в декоративном искусстве», «Живопись – искусство цвета», «Декоративная композиция (знакомство со стилизацией)» - дают возможность обучающимся выполнить основную задачу кура – создать творческую работу по правилам дизайна   (самостоятельный выбор темы, разработка эскиза, разработка стилизованного рисунка).

Программа курса «Изобразительное искусство»

состоит из следующих теоретических тем.

Тема.  «Способы художественного изображения».

Особенностью обучения, изучение способов художественного изображения (пятно, линия, цвет) Особое внимание уделяется изучению художественно-выразительных возможностей рисунка и умению выбирать и находить необходимые средства для решения своих творческих замыслов и задач. Учащиеся знакомятся с художественными материалами и инструментами.  Таким образом, происходит знакомство с широким спектром выразительных средств рисунка.

Тема.  «Основы композиции».

Особенностью обучения в студии является постановка узких, коротких задач на пути к решению более сложных и трудных. Это заметно проявляется в блоке «композиции». Не возможно, сделать сложную многоплановую композицию не понимая отдельных ее составляющих. Воспитанникам, предлагается, выполнение маленьких заданий, возможно «абстрактных». Это: контраст, нюанс, симметрия, ритм, статика, динамика. И только поняв это, они приступают к основному сложному заданию.

Тема.  «Основы цветоведения».

Тема  направлена на изучение законов гармонизации цветов. Задания направлены на исследование различных видов цветовых контрастов: теплого и холодного, светлого и темного, дополнительных цветов, а так же их выразительных возможностей. Другие задания направлены на различие оттенков и нюансов каждого отдельного цвета. Изучаются цветовые ассоциации, оптические иллюзии. Рассматриваются вопросы композиции цвета, как на плоскости, так и при изображении объемных форм в пространстве. Занятия способствуют развитию цветового мышления.

Тема.  «Основы Декоративно-прикладного искусства».

Занятия посвящены знакомству основам декоративно-прикладного искусства. На занятиях обучающиеся знакомятся со стилизацией в изобразительном искусстве. Знакомятся с его видами – узор, орнамент. Знакомятся с декоративно-прикладным искусством в деятельности людей.

Тема.  «Графика в декоративном искусстве».

В процессе обучения формируется понимание линии, штриха, пятна и как следствие приобретение навыков художественной стилизации и  способов  выражения творческого замысла на плоскости листа. Изучаются методы компоновки и последовательность ведения работы. Основной целью остаются образные, композиционные и творческие задачи.

Тема. «Живопись – искусство цвета».

Занятия посвящены изучению основных живописных средств, их взаимодействию и художественной выразительности. Рассматриваются живописные возможности цвета, света, тона, фактуры, контура, формы, ритма и пластики, а так же способы объединения их в единое целое композиционными средствами. Знакомство с широким спектром живописных возможностей и их применение на практике помогает воплощению задуманных образов. Передаче определенных настроений и ощущений, обеспечивает разнообразие творческих работ.

Тема.  «Декоративная композиция (знакомство со стилизацией)».

Занятия направлены на развитие ассоциативного и комбинаторного мышления, способности свободно оперировать формами, смыслами, образами понятиями. В процессе занятий происходит синтез образного, абстрактного, практического и технологического мышлений. Изучается логика проектирования и создание композиций. Обращается внимание на геометрическую основу в композиции и на пластические особенности, контрасты, формы, расположение в листе, симметрию, ритм, пропорции, масштаб. Исследуются соотношения фигуры и фона, черного и белого, цвета и формы.

Приём в Студию декоративного творчества «Искусница» осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу обучающихся, в возрасте 6-11 лет.

Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 2 года обучения (по 108 часа для каждого года).

Структура программы представляет следующее, в единый блок объединены следующие темы программы:

1 год обучения: «Способы художественного изображения», «Основы композиции», «Основы цветоведения», «Основы декоративно-прикладного искусства».

2 год обучения: «Графика в декоративном искусстве», «Живопись – искусство цвета», «Декоративная композиция (знакомство со стилизацией)».

Эффективность учебного процесса обеспечивает совокупность применения форм, средств и методов обучения, с учётом учебных задач, возрастных особенностей обучающихся.   Основанная на этом система занятий обеспечивает ребенку комфортную среду обучения и развития.

Основу программы создает система форм,  методов и средств обучения, что представляет технологию программы, сформированных с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые стимулируют развитие познавательного интереса у детей, и обеспечивается системой занятий и организационными формами.  

Методы и формы обучения.

Для того чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способность в той или иной области деятельности, педагог использует наиболее подходящие методы и приемы. Для обучающихся Студии декоративного творчества «Искусница»  используются следующие методы обучения:

1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).

Организуется наблюдение с детьми, обследование предметов,  которые предстоит передать в изображении, организуется рассмотрение картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. Необходимо активизировать детей во время наблюдений, обращаясь к ним с вопросами, предлагая рассказать о том, что они видят, давать характеристику предметов и явлений. Тогда полученные детьми знания и представления будут более осознанными и глубокими. Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим, на что смотреть и что воспринимать. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должны быть эмоциональны, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов. Особое значение принадлежит слову педагога в анализе детских работ. Вместе с тем слово педагога должно вызывать детей на активные высказывания, развивать у них умение давать образную характеристику своим работам, замечать ошибки, несовершенство, намечать пути исправления.

2. Репродуктивный метод – это деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений.

Упражнения должны использоваться на протяжении всего периода обучения, однако, их содержание и форма проведения будет меняться.

Специфика изобразительной деятельности состоит в том, что одни и те же навыки, умения, способы действия могут отрабатываться при выполнении разных изображений.

3. Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности младших школьников используется в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поискам возможных вариантов, развития творческого мышления, воображения.

Эвристический  метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, выполнить изображение по собственному замыслу.

Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности потребовали выделение игровых приемов обучения. Использование игровых приемов на занятиях повышает интерес детей к изобразительной деятельности, создает продолжительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения. Игровые приемы обучения могут быть применены внутри разных методов.

В педагогическом процессе педагог применяет разнообразные методы и приемы обучения в дидактическом единстве.

Приемы,  используемые на занятиях.

Приём - относительно законченная часть метода педагогической деятельности. Каждый метод состоит из ряда приемов взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся.

1. Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж.

На занятиях обучающиеся получают сведения об истории  развития декоративно-прикладного искусства, технологии и последовательности выполнения живописных и графических работ.

Проводится вводный, текущий, фронтальный, групповой, индивидуальный и заключительный инструктаж. 

2. Наглядные: демонстрации, иллюстрации, репродукции.

Показ различных наглядных материалов; демонстрация технологии и последовательности выполнения живописных и графических работ даёт полное представление о работе.

3. Практические: Практическая работа занимает большую часть занятия, что помогает формированию различных умений и навыков у обучающихся.

На заня­тиях также использую видеоматериалы и иллюстрации как средства обучения.

В ходе реализации программы используются  следующие виды  занятий:

По количеству детей – индивидуальная и коллективная формы занятий.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – учебное занятие, экскурсия, викторина, выставки, конкурс, творческая встречи, мастерская, мастер-класс, беседа, объяснение.

По дидактической цели – комбинированные  занятия.

Средства обучения:

- наглядные пособия, фонд детских работ и работ педагога, библиотека, раздаточные материалы.

Образовательный курс создает оптимальные условия для реализации способностей воспитанников и освоения программы. Поэтому большой интерес представляют технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Культурно-воспитывающая технология – представляющая собой путь вхождения личности в культуру через творчество, направлена формирование мировоззрения детей и развития познавательных способностей.

Технология индивидуального обучения – используется при работе над творческими работами, эта форма является приоритетной и адаптируется к особенностям каждого ребенка.

Технология коллективной творческой деятельности – применяется при выполнении конкурсных работ и предполагает совместные действия, коммуникативность, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 3 учебных часа, для каждой группы.

Наполняемость групп: по 15 человек для 1 года и 12 человек для 2 года обучения.

Набор в студию производится с 1 по 15 сентября. Занятия в группе первого года обучения, студии декоративного творчества  «Искусница» начинается с 15 сентября, второго года – с 1 сентября.

Ожидаемые результаты освоения программы.

По окончании 1-го года обучения воспитанники должны

Знать:

основы рисунка и графики, основы композиции и цветоведения, особенности художественных материалов, основы ДПИ.

Уметь:

изображать простые геометрические формы, создавать простые композиции на заданную тему, конструировать простые объемы из бумаги.

По окончании 2-го года обучения воспитанники должны

Знать:

композицию в искусстве и ее особенности, основы построения простого натюрморта  (композиция, плановость, тональность), перспективу предметов и ее применение

(на основе построения сложных предметов  и постановок), ДПИ (стилизация) в рисунке;

Уметь:

изображать сложные предметы, передавать плановость в работе, использовать простые навыки техники живописи, применять приемы декоративности в изображении, выполнять стилизованный рисунок по созданному эскизу, самостоятельно выбирать тему, разрабатывать эскиз с последующим выполнением в материале.

Реализация программы направлена на формирование следующих компетенций:

ключевые компетенции

общепредметные компетенции

предметные компетенции

ценностно-смысловые

- формирование мировоззрения, развитие творческой личности обучающегося;

- бережное отношение к историческим традициям;

- умение е принимать решение в процессе создания творческих работ.

- способность видеть и понимать окружающий мир.

-умение разбираться в видах и жанрах изобразительного искусства;

-владение навыками цветоведения.

- умение извлекать пользу из опыта.

-создавать авторские композиции на основе собственного опыта;

- формирование навыков работы художественными материалами.

учебно-познавательные

- знакомство с основами изобразительной грамоты

- знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства;

- навыки работы – линией, пятном, цветом.

- знакомство с основами композиции

- навыки выбора выразительных средств, для создания творческой работы

- навыки использования  законов «композиции» в творческих работах.

- формирование творческого мышления

- навыки использования «стилизации» в процессе создания творческих работ;     

- навыки работы графическими и «цветовыми» средствами, как видами стилизации в творческих работах.

общекультурные

-умение уважительно относиться к окружающим людям;

- владение знаниями об общекультурных и традиционных ценностях;

- знакомство с культурой своего народа, края, культурой других стран и народов.

- умение получать необходимую информацию в общении;

- навыки простого диалога со взрослыми и сверстниками;

- умение характеризовать свою работу и работу и работу других обучающихся.

- умение принимать

участие в коллективных делах

- умение определять свое место в коллективе, в окружающем мире;

- умение принимать и оказывать помощь.

В течение учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль проводится на занятии  в процессе систематического наблюдения за работой воспитанников, что дает возможность установить уровень подготовки ребенка.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы и в конце учебного периода и с учетом данных текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и по окончании года обучения. При этом учитываются результаты текущего и периодического контролей.

Текущий и периодический  контроль осуществляются следующим образом:

результатов обучения осуществляется посредством организации выставок детских работ в учебном кабинете (по темам). Лучшие работы на уровне кружка направляются для участия в выставках, проводимых Детско-юношеским центром, учреждениями образования, культуры, различными организации. Победителей творческих конкурсов, выставок поощряются грамотами.

Итоговый контроль: проводится  посредством  участие в  ежегодных выставках отдела (Новогодней и Отчётной).

Так же применяется - самоконтроль. Это позволяет - выявить степень самоорганизации детей. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль  за собственными действиями и вниманием, своей памятью и т.д. Самоконтроль свидетельствует об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

Проводится анализ усвоения программы и в следствии выделены уровни её усвоения:  три уровня усвоения программы:

Уровень

Показатели усвоения программы

низкий

Формирование интереса к декоративному творчеству.

Создание творческих работ по образцу.

В творческих работах допускаются значительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках на уровне объединения.

средний

Устойчивый интерес к декоративному творчеству.

Создание творческих работ, модификаций образца.

В творческих работах допускаются незначительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах городского уровня.

высокий

Повышенный интерес к декоративному творчеству.

Создание авторских творческих работ.

В творческих работах не допускаются ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах областного, международного уровня.

Адекватная оценка творческих работ (своих и сверстников).

Помощь сверстникам в рамках наставника-инструктора.

Способы проверки знаний и умений обучающихся.

Для определения степени овладения детьми знаний,  умений и навыков проводится вводная, текущая и итоговая диагностика в форме наблюдения, анкетирования,  выставок и конкурсов.

Уровень сложности выполняемых детьми практических заданий увеличивается вместе с взрослением детей. Выделены две возрастные группы – 1- я группа, 6-8 лет, 2-я группа, 9-11 лет. Для решения задач программы учитываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На этапе развития детей младшего школьного  возраста (6 -11 лет) приоритетом является увлеченность ребенка конкретным делом. Приобретённые навыки вырабатываются легко и быстро, и становятся стойкими. Складываются устойчивые отношения между ребенком и педагогом.

С первых дней у обучающиеся формируется стремление достичь качественных результатов, в творческой деятельности, что говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Детям прививаю чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности.

Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:

предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и тем;

система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что  обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми воспитанниками;

в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия);

создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы в конце занятия, анализ и её оценка.

Обязательным условием мониторинга образовательного процесса является контроль.

Основной формой текущего контроля является индивидуальный просмотр работ воспитанников  педагогом, который можно устроить как временную выставку. Возможно, номинировать приз зрительских симпатий, а также определять работы по различным критериям: «самая выразительная по цвету », «самая интересная», «самая выразительная по композиционному решению», «самая красивая по технике выполнения» и др., организовав сбор отзывов в специальный конверт. Педагог подводит итоги, объявляет их, награждает авторов лучших работ. При оценке удобно пользоваться таблицей «Уровень выполнения творческой работы».

Критерии оценивания:

3 балла – обучающийся справился с заданием без помощи педагога;

2 балла – обучающийся частично справляется с заданием или при подсказке педагога.

1 балл – обучающийся не справился с заданием.

По итогам диагностики выделяются три уровня овладения навыками:

1 уровень – высокий 7-9 баллов (даны полные ответы и обучающийся показал знание геометрических форм, цвета, владение навыками работы с ножницами и различными  материалами);

2 уровень – средний 4-6 баллов (при ответе допущены неточности или ответ был не   полным, моторные навыки сформированы частично);

3 уровень – низкий 1-3 балла  (ответ дан лишь на часть вопросов и были допущены ошибки, моторные навыки сформированы слабо).

Таблица заполняется после входной, текущей и итоговой диагностики, далее педагог проводит анализ уровня усвоения программы обучающимися.

ФИО обучающихся

Развитие моторики

Восприятие цвета

Создание композиции

итог

Поэтому, программа направлена на создание условий для развития ребенка.

Обеспечение разнообразия материалов для творчества.

Создание положительных эмоций на занятиях.

Программа направлена на развитие мотивации и творчеству.

Индивидуальный подход к обучающихся (учет их индивидуальных предпочтений).

Участие обучающихся в конкурсах и выставках.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающихся.

Создание положительно-эмоционального климата на занятиях изобразительного искусства.

Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком виде оно ни проявлялось.

Программа направлена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Освоение обучающихся элементов языка искусств через восприятие произведений искусства.

Выражение отношений к действительности художественными образами, последовательные овладения изобразительными  и техническими навыками.

В рамках работы с родителями предусмотрены следующие формы работы: сбор данных о ребёнке и родителях, особенностях семьи, беседы с родителями, выполнение совместных работ детей с родителями для участия в конкурсах, проведение совместных мероприятий, представление родителям выставок детского творчества и др.

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо помещение, которое поделено на рабочую и подсобную зоны.

Рабочая (учебная) зона обеспечена мольбертами для рисования, стульями, столами ученическими и столами для постановок, учебной доской.

Подсобная зона оснащена шкафами  для хранения натурного фонда и хранения наглядных пособий и др.

Учебная зона делится на зону работы за столом, на зону работы за мольбертом, зону для натурных постановок, зону работы педагога.

Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс.

Библиотека.

- литература по профилю: книги дизайну, книги по теории изобразительного искусства,

- нормативные документы.

2.   Фонд учебно-наглядных пособий:

 - репродукции художников, фонд творческих работ учащихся,

 - муляжи,

3.  Фото фонд.

- фотографии детских работ принявших участие в выставках и конкурсах, фото архив.

4.  Перечень творческих достижений.

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы следующие условия:

Описание кабинета.

Кабинет представляет собой прямоугольное помещение размером:

7м х 7м = 49м2. Высота кабинета равна 4м.Кабинет имеет 4 окна.

Оборудование кабинета.

Стулья 13 шт.Стол для педагога. Шкаф для хранения работ учащихся - 1шт.

Шкаф для хранения литературы и рабочего материала - 1шт.

Шкаф для выставочных работ – 1шт. Мольберты для рисования – 9 шт.

Учебная доска 1 шт.

Организация внутреннего пространства кабинета соответствует характеру работ проводимых в кабинете и соответствует принципу целесообразности.

С начало учащийся попадает в учебный класс, который делится на следующие зоны:

- зону работы за столом;

- зону работы с мольбертом;

- зону размещения наглядных пособий;

Зрительные зоны кабинета организованы следующим образом:

- сменная экспозиция работ учащихся, которая обновляется;

- передняя стенка кабинета используется для демонстрации наглядных пособий, схем и т. д.

Температура воздуха – 20с.

Освещение: смешанное вечером, днем естественное. Светильники включаются, по необходимости.

Пути в технологических зонах не пересекаются, зоны плавно переходят одна в другую. Мебель соответствует характеру работы и подобрана с учетом закономерности моторики человека.

Для реализации учебной программы необходимы, следующие материалы: карандаши, кисти, резинки, акварель, гуашь, бумага для рисования, цветная бумага, клей, кнопки, баночки под воду, баночки  для разведения красок, тетради, ручки.

Согласно учебной программе кабинет оснащен методическими и наглядными пособиями. 

В кабинете собрана библиотека необходимая для реализации программы по курсу «Изобразительное искусство» студии декоративного творчества «Искусница». Библиотека включает следующие разделы: курс по теории изобразительного искусства и дизайна, курс по истории изобразительного искусства. Библиотека включает                                              

периодические издания журналов «Юный художник», таблицы по темам, папки с подборкой материала по темам программы, образцы поэтапного выполнения работ, муляжи.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курс «Изобразительное искусство»,  первый год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

всего

теория

практика

форма аттестации/

контроля

    1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

Введение.

Знакомство с курсом «изобразительного искусства» СДТ «Искусница».

Способы художественного изображения.

Изображение пятном.

Изображение линией.

Разноцветные краски.

Выполнение заданий по теме.

Творческое задание – Изображение пятном.

Творческое задание – Изображение линией.

Творческое задание – Разноцветные краски.

Основы Композиции.

Правила композиции.

Приемы композиции.

Средства композиции.

Выполнение задания по теме.

Творческие задания по  (Задание 1, 2, 3).

Основы Цветоведения.

Основные цвета и цветовой круг.

Теплые и холодные цвета.

Ахроматические и хроматические цвета.

Основные и дополнительные цвета.

Насыщенность и цветовой контраст.

Выполнение задания по теме:

Творческое задание – Выполнение композиции в контрастном (нюансном) цветовом решении.

Творческое задание –  Выполнение композиции в теплом (холодном) цветовом решении.

Творческое задание – Выполнение ахроматической композиции.  

Основы Декоративно-прикладного искусства.

Узор, орнамент.

 Декоративно-прикладное искусство в деятельности  людей.

Выполнение задания по теме:

Творческое задание – Выполнение композиции с применением узоров (орнаментов)

Творческое задание – Выполнение композиции с применением стилизации.

Итоговая выставка.

Воспитательные мероприятия:

(экскурсии, праздники, тематические вечера).

Оформление выставочных работ.

ИТОГО:

3

21

24

21

   25

6

9

108

3

3

3

3

18

21

18

18

Беседа

Игра

Выставка творческих работ

Игра

Выставка творческих работ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курс «Изобразительное искусство», второй год обучения

НАИМНОВАНИЕ ТЕМЫ

количество часов

 

всего

теория

практика

форма аттестации/

контроля

 

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

Введение.

Беседа о пройденном материале 1-го года обучения.

Графика в Декоративном искусстве.

Графические средства выражения

 (линия, штрих, пятно).

Знакомство с декором.

Элементы стилизации в графике.

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания   (Занятие 1,2, 3).

Живопись – искусство цвета.

Смешивание цвета.

Цвет в живописи.

Знакомство с жанровой живописью

(натюрморт, пейзаж, портрет).

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания   (Задание 1,2, 3).

Декоративная композиция (знакомство со стилизацией).

Стилизация в декоративной композиции.

Стилизация природных форм.

Стилизация окружающих предметов (элементы натюрморта, технические средства созданные человеком)

Выполнение заданий по теме.

Творческие задания   (Задания 1,2, 3).

Итоговая выставка.

Воспитательные мероприятия (экскурсии, праздники).

Оформление выставочных работ.

       ИТОГО:

3

30

30

30

6

9

108

3

3

3

27

27

27

беседа

игра

Выставка творческих работ

Выставка творческих работ

 

СОДЕРЖАНИЕ

Курса «Изобразительное искусство», первого года обучения.

Тема 1. Введение.

Знакомство с курсом «Изобразительное искусство» Студии декоративного творчества «Искусница». Организация деятельности студии, перспектива обучения.

Практика: проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения на занятиях, планом работы Студии. Выполнение творческого задания на свободную тему.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги.

Материалы: бумага,  краски.

Инструменты: карандаши, фломастеры, кисти.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2. Способы художественного изображения

Понятие об основах рисунка и графики. Знакомство со «спектром» выразительных средств и способов (пятно, линия, цвет) художественного изображения. Знакомство с материалами и инструментами  необходимыми для выполнения задания.  (Во время занятия педагог анализирует степень владения художественными материалами).

Практика: Творческое задание  - Изображение пятном.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии. Знакомство с художественными материалами  и инструментами учебного процесса.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Практика:  Творческое задание  - Изображение линией.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с художественными материалами  и инструментами учебного процесса.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

 Практика. Творческое задание  - Применение разноцветных красок.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с художественными материалами  и инструментами учебного процесса.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 3. Основы композиции.

Понятия о композиции в изобразительном искусстве (правила, приемы, средства…). Приемы композиции на практике, технические особенности.

Практика: Выполнить композицию из геометрических тел, используя приемы композиции (симметрия, асимметрия, ритм, статика, нюанс).

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии. Знакомство с основными «понятиями» композиции в изобразительном искусстве.  Правила, приемы, «средства», используемые в композиционном решении художественных работ.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 4. Основы цветоведения.

Понятия об основных цветах и цветовом круге. Понятия о теплых и холодных цветах. Знакомство с ахроматическими цветами. Знакомство с основными и дополнительными цветами. Насыщенность и цветовой контраст.

 Практика: Выполнение композиции с использованием знаний о цвете (контраст - нюанс).

Выполнение цветовых композиций на плоскости.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с цветовым кругом, с понятиями: насыщенность цвета и цветовой «нюанс» и «контраст» (гармоничные сочетания цвета и не гармоничные сочетания цвета).

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Выполнение композиции с использованием знаний о цвете (теплые – холодные цвета). Выполнение цветовых композиций на плоскости.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Продолжение знакомства детей с цветовым кругом и понятиями о «теплых» и «холодных» цветах.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски.

Возможно выполнение аппликации. Цветная бумага, клей.

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры, ножницы, карандаш.

Техническое оснащение: ПК.  

Практика. Выполнение  ахроматической композиции. Выполнение композиций на плоскости.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Понятие, что такое: хроматические и ахроматические цвета,  особенности работы ахроматическим цветом.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски, возможно выполнение аппликации: черная, серая, белая  бумага,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры, клей, ножницы, карандаш.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 5. Основы Декоративно-прикладного искусства.

Основы ДПИ (его составляющие). Понятия о стилизации (узор, орнамент). ДПИ, как часть исторического наследия. Особенности составления орнамента и приемы стилизации.

Практическая часть: Выполнение композиции с применением узора (орнамента).

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с  декоративно-прикладным искусством,  его народных корнях, его многообразии. Знакомство со стилизации в изображении растений, животных, природы (солнце, облака, вода), с узором.  Знакомство с народными промыслами, как о составляющей ДПИ.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

Практика: Выполнение композиции с применением стилизации.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Стилизация в изображении растений, животных, природы (солнце, облака, вода).

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.  

6.  Итоговая выставка.

7. Воспитательные мероприятия.

Форма.  Экскурсии, праздники, тематические вечера.

Формирование у детей чувства прекрасного, интерес к культуре и историческому наследию.

Развивать у детей вкус, чувство меры, коллективизма, внимания  друг к другу.

СОДЕРЖАНИЕ

Курса «Изобразительное искусство», второго года обучения

Тема 1.    Ведение.

Организация и содержание деятельности студии «Искусница» 2-го года обучения.

Практика: проведение инструктажа по технике безопасности. Выполнение творческого работы по любой из пройденных тем прошлого года.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, показ необходимых материалов, инструментов, книг.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги.

Материалы: бумага,  краски.

Инструменты: карандаши, фломастеры, кисти.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2. Графика в декоративном искусстве.

Понятие об выразительных средствах графики (линия, штрих, пятно). Знакомство с декором. Знакомство с элементами и способами стилизации в графике.

Практика: Творческое задания – изображения линией, штрихом, пятном  (Занятие 1, 2, …).

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с методами и способами выразительности графики (линия, штрих, пятно).  Последовательности выполнения работы и особенности.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Техническое оснащение: ПК.

Тема 3. Живопись – искусство цвета.

Знакомство с живописными возможностями цвета, света, тона, фактуры, контура, формы, ритма и пластики. Знакомство с техникой живописи. 

Знакомство с особенностями работы «акварелью». Техника акварельной живописи.

Знакомство  с особенностями работы «гуашью». Техника работы гуашью.

Смешанная техника. Применения знаний по цветоведению.     

 

Практика  

Выполнение учебных заданий по теме для формирования живописных навыков акварелью. Творческое задание  (Занятие 1, 2, …)

Форма занятия: студийное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с  техникой акварельной  живописи.  Способы работы акварелью и основные приемы. Использование знаний  «цветоведения», как о главной составляющей живописи.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски,

Инструменты: карандаши, кисти.

Техническое оснащение: ПК.  

Практика  

Выполнение учебных заданий по теме для формирования живописных навыков гуашью. Творческое задание  (Занятие 1, 2, …)

Форма занятия: студийное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Знакомство с техникой работы гуашью.  Основные приемы и способы работы.  Особенностях работы гуашью.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски гуашь.

Инструменты: карандаши, кисти.

Техническое оснащение: ПК.  

     Тема 4. Декоративная композиция (знакомство со стилизацией).

Виды декоративной композиции. Образ в декоративной композиции. Способы организации пространства в декоративной композиции. Понятие о стилизации. Выбор темы декоративной композиции.

Практика:  Выполнение стилизованного рисунка. (Дерево, рыбы, насекомые, ).

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая работа.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация творческих работ из фонда студии.

Продолжение знакомства с декоративной композиции.  Навыки  организации пространства декоративной композиции,  равновесия и соотношения форм в композиции  (образ в композиции). Приемы стилизации в декоративной композиции.

Дидактический материал: таблицы по теме, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бумага, краски, акварель, гуашь, Цветная бумага, калька.

Инструменты: карандаши, кисти, гелиевые ручки, фломастеры, ножницы.

Техническое оснащение: ПК.  

5.  Итоговая выставка.

Воспитательные мероприятия.

Форма.  Экскурсии, праздники, тематические вечера.

 Воспитание чувства прекрасного, интереса к культуре  и историческому наследию.  Развитие вкуса, чувства меры, коллективизма, внимание друг к другу.

Оформление выставки.

Стимулирование творческой и познавательной активности, пропаганда детского творчества.

ЛИТЕРАТУРА

Горяева Н.А., Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение , 1991.

Дубровская Н.В. Игры с цветом. СПб.:Детство-Пресс,2005.

Карташев Н.Н., "Школьная валеология", - Волгоград, "Перемена", 1996 г.

Коргузалова Р.И. Рисование. М.: Просвещение, 1971.

Неменский Б.М., Горяева Н.А., "Изобразительное искусство и художественный труд", - М., "Просвещение", 2005 г.

Неменский Б.М., "Педагогика искусства", - М., Просвещение", 2007 г.

Пьянкова Н. И., "Изобразительное искусство в современной школе", - М., "Просвещение", 2006 г.

Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию. М.:Эксмо,2005

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и  др. "Изобразительное искусство и художественный труд", М., "Просвещение", 2008 г.

Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей. М.,1981.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.