logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Программа является модифицированной. В основу разработки курса «Декоративное творчество» положена программа «Кружок изготовления игрушек-сувениров» (автор Молотобарова О.С.), а также многолетний опыт работы многопрофильного объединения школы для девочек «Искусница», реорганизованного в 2019 году  в Студию, с целью оптимизации образовательного процесса.

Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у обучающихся компетентностей, необходимых для создания творческих  композиций с использованием различных материалов (природные, бросовые, текстиль, бумага и др.), а также последовательно усложняющихся декоративных техник и их комбинирования в комплексе с образовательными курсами «Изобразительное искусство» и «Дизайн», что способствует более эффективному погружению детей в мир искусства и комплексному развитию творческой личности.

Новизна программы состоит  в том, что в курс обучения введенытехнологии изготовления нескольких видов игрушек с учётом их исторического развития и степени сложности  (игрушки из природных материалов – игрушки из ткани -  игрушки из бросовых материалов); расширенспектр изготовления игрушек, применяемых технологий и материалов, тем учебного материала (традиционные народные текстильные  куклы-закрутки, моделирование из текстиля на основе круга, плоских, полуобъёмных и объёмных игрушек); дополнено содержание темы «Традиционные народные куклы»; разработанатехнология создания игрушки (разработка темы, идея, эскиз, подбор материалов, изготовление игрушки, составление композиции из игрушек). 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время система дополнительного образования является наиболее благоприятной для творческого развития, реализации и самоопределения личности ребёнка. Реализация данной программы позволяет удовлетворить возрастную  потребность детей в занятии декоративным творчеством в разных техниках и с разными материалами.

Педагогическая целесообразность курса «Декоративное творчество», заключается в том, что только в процессе практической творческой деятельности реализуются задуманные обучающимися проекты, формируется практические навыки творчества, проектировании. Специфика творческого процесса отражена в построении программы   по взаимосвязанным темам, развивающим различные стороны творческой личности в процессе обучения. Курс «Декоративное творчество» Студии декоративного творчества «Искусница» развивает в детях творческое восприятие окружающего мира. Образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие творческих способностей в области декоративного творчества, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности детей.

Цель программы - способствовать формированию у обучающихся навыков творческой деятельности посредством  создания декоративных работ.

В ходе достижения цели решается ряд задач:

- обучить практическим навыкам работы в основных техниках декоративного    творчества;

- формировать интерес к декоративному творчеству;

- развивать художественный вкус, ориентировать на качество изделий;

- способствовать воспитанию творческой активности;

- способствовать развитию образного мышления.

В основе образовательной деятельности лежит принцип целенаправленной работы над развитием всех обучающихся, независимо от их способностей, посредством сотрудничества.

Приём в Студию декоративного творчества «Искусница» осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу обучающихся в возрасте 6-11 лет.

Курс «Декоративное творчество» рассчитан на 2 года обучения (по 102 часа для каждого года). Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 3 учебных часа для каждой группы.

Наполняемость групп: по 15 человек для 1 года и 12 человек для 2 года обучения.

Набор в студию производится с 1 по 15 сентября. Занятия в группе первого года обучения, студии декоративного творчества  «Искусница» начинается с 15 сентября, второго года – с 1 сентября.

Структура программы представляет следующие блоки тем:

На первом году обучения на основе пройденного материала по темам: «Конструирование из природных материалов», «Изготовление традиционных народных кукол», «Моделирование из текстиля на основе круга», «Моделирование из текстиля плоских силуэтных игрушек» - создаётся база элементарных знаний, дающих обучающимся возможность создавать грамотные и творческие работы, происходит знакомство с основными направлениями обработки бумаги,  природных, бросовых и текстильных материалов.

На втором году обучения база знаний расширяется и усложняется. Темы второго года обучения: «Конструирование из бросовых материалов», «Изготовление традиционных народных кукол», «Моделирование из текстиля полуобъёмных изделий», «Моделирование из текстиля объёмных изделий» - закрепляются полученные компетенции в обработке материалов и создании творческих образов,  создаются творческих работы повышенного уровня сложности.

Программа  курса «Декоративное творчество» состоит из следующих теоретических тем:

Тема.  «Конструирование из природных материалов».

Знакомит с простейшими и древнейшими видами игрушек. Использование дополнительных материалов (клей, пластилин) позволяет реализовать творческие идеи детей.

Тема.  «Изготовление традиционных народных кукол».

Способствует приобщению к народной культуре и развитию творческого начала, включает традиционные не сшивные  игровые куклы, а также модифицированные куклы, разработанные педагогом и обучающимися.

Тема.  «Моделирование из текстиля на основе круга».

Освоение темы способствует формированию навыка создания игрушек и украшений из деталей округлой формы с использованием основных ручных швов.

Тема.  «Моделирование из текстиля плоских силуэтных игрушек».

В процессе обучения формируется навык создания мягких игрушек на основе простейших силуэтов животных.

Тема.  «Моделирование из бросовых материалов».

Изучение темы способствует развитию воображения, навыка «видеть необычное в обычном», применении подручных средств в создании  игрушек.

Тема.  «Моделирование из текстиля полуобъёмных изделий».

Изучение темы создаёт условия для развития опыта изготовления образов на основе плоских игрушек с использованием декоративных деталей из драпа, фетра, кожзаменителя, фурнитуры, способствует развитию творческого потенциала.

Тема.  «Моделирование из текстиля объёмных изделий».

Освоение темы способствует формированию навыка создания объёмных игрушек, состоящих из нескольких деталей, пространственному воображению, опыта проектной деятельности.

Эффективность учебного процесса обеспечивает совокупность применения форм, средств и методов обучения, с учётом учебных задач, возрастных особенностей обучающихся.   Основанная на этом система занятий обеспечивает ребенку комфортную среду обучения и развития.

В ходе реализации программы используются  следующие формы обучения:

По количеству детей – индивидуальная и коллективная формы занятий.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – учебное занятие, экскурсия, викторина, выставки, конкурс, творческая встреча, творческая мастерская, мастер-класс, беседа, объяснение, игра.

По дидактической цели – комбинированные  занятия.

Занятия  состоят из теоретической и практической частей. Причем, большее количество времени занимает практическая часть, т.к. учитываются особенности детей младшего школьного возраста, проявляющих повышенную эффективность при реальной деятельности. Форму занятий можно определить, как студийную деятельность детей. На занятиях используются репродуктивные методы обучения для активного восприятия и запоминания получаемой информации, а также проблемно-поисковые методы обучения для самостоятельного творческого процесса при создании эскизов  и воплощении творческих работ.

В работе применяются различные методы обучения: репродуктивный, мотивация к творчеству, беседа, творческие открытия, мозговой штурм,   контроль, диалог, демонстрация, свобода в системе ограничений и др. При этом используются средства обучения: наглядные пособия, фонд детских работ и работ педагога, библиотека, раздаточные материалы.

Образовательный курс создает оптимальные условия для развития способностей обучающихся в сфере декоративного творчества. Оптимальному результату способствует применение образовательных технологий.

Культурно-воспитывающая технология – представляющая собой путь вхождения личности в культуру через творчество, направлена на формирование мировоззрения детей и развития познавательных способностей. На занятиях дети знакомятся с основами народного творчества, видами современного декоративного творчества, создают работы, применяя различные материалы и техники.

Технология индивидуального обучения – используется при работе над творческими работами, эта форма позволяет адаптироваться к особенностям каждого ребенка.

Технология коллективной творческой деятельности – применяется при выполнении конкурсных работ, проектов и предполагает совместные действия, коммуникативность, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Важное место в занимает работа с родителями, предусматривающая следующие формы работы: сбор данных о ребёнке и родителях, особенностях семьи, беседы с родителями, выполнение совместных работ детей с родителями для участия в конкурсах, проведение совместных мероприятий, представление родителям выставок детского творчества и др.

Уровень усвоения образовательной программы обучающимися отслеживается через достижения в конкурсах, выставках и пр. Педагог ведёт учёт результативности (собирает грамоты и пр., анализирует деятельность обучающихся в итоговом отчёте за учебный год).

В течение учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий периодический, итоговый.

Текущий контроль проводится на занятии  в процессе систематического наблюдения за работой воспитанников, что дает возможность установить уровень подготовки ребенка.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы и в конце учебного периода и с учетом данных текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года. При этом учитываются результаты текущего и периодического контролей.

Обязательным условием мониторинга образовательного процесса является контроль. Основной формой текущего контроля является индивидуальный просмотр работ воспитанников  педагогом, который можно устроить как временную выставку. Возможно номинировать приз зрительских симпатий, а также определять работы по различным критериям: «самая маленькая», «самая большая», «самая аккуратная», «самая красивая», «самая добрая» и др., организовав сбор отзывов в специальный «почтовый ящик». Педагог подводит итоги, объявляет их, награждает авторов лучших работ.

Периодический контроль результатов обучения осуществляется посредством организации выставок детских работ в учебном кабинете (по темам), в выставочном зале. Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать работы свои и другие, радоваться не только своему, но и чужому успеху. Лучшие работы на уровне кружка направляются для участия в выставках, проводимых Детско-юношеским центром, учреждениями образования, культуры, различными организации. Победителей творческих конкурсов, выставок поощряются грамотами.

Итогом работы за учебный год является участие в выставке на ежегодном творческом отчете, отбор работ на конкурс. В практической работе удобно пользоваться предложенной ниже таблицей, позволяющей проследить активность и творческие успехи обучающихся.

В результате обучения возможны три уровня усвоения программы:

 

Уровень

Показатели усвоения программы

низкий

Формирование интереса к декоративному творчеству.

Создание творческих работ по образцу.

В творческих работах допускаются значительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках на уровне объединения.

средний

Устойчивый интерес к декоративному творчеству.

Создание творческих работ по образцу с модификаций образца.

В творческих работах допускаются незначительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах городского уровня.

высокий

Повышенный интерес к декоративному творчеству.

Создание модифицированных и авторских творческих работ.

В творческих работах не допускаются ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах областного, всероссийского, международного уровня.

Адекватная оценка творческих работ (своих и сверстников).

Помощь сверстникам в рамках наставника-инструктора.

В ходе реализации образовательной программы формируются ряд основных компетенций.

ключевые

компетенции

общепредметные компетенции

предметные компетенции

Ценностно-

смысловые

- формирование мировоззрения, развитие творческой личности обучающихся.

- умение ориентироваться в новой нестандартной для ребёнка ситуации.

- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

- способность видеть и понимать окружающий мир.

- умение делать выводы из полученной информации (рассказ педагога, книги, образцы изделий и др.)

-умение проводить анализ творческих работ.

- умение извлекать пользу из опыта.

-умение понимать и выполнять алгоритм действий.

- умение задавать вопросы на интересующую тему в рамках определённого вида деятельности.

Учебно-

познавательные

- умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события.

-умение планировать этапы своей деятельности.

- применять при создании образа личный жизненный опыт и знания.

- знакомство с технологическими основами декоративного творчества.

- иметь представления о предлагаемом предмете деятельности.

- умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

- формирование творческого мышления.

- умение создавать творческие работы из различных материалов.

-понимание детьми значимости своей работы.

Общекультурные

- формирование навыков самостоятельной творческой деятельности.

- навык нахождения выразительных средств воплощения образа.

- умение организовывать рабочее место.

- умение получать необходимую информацию в общении.

- навык взаимодействия с другими членами группы.

- умение понимать и принимать задание и предложение педагога.

- умение принимать участие в коллективных делах.

-умение понимать эмоциональное состояние сверстников и находить компромисс в совместной деятельности.

- уважать мнение других членов группы.

Итоговый контроль проводится  посредством  участие в  ежегодных выставках отдела (Новогодней и Отчётной).

Уровень сложности выполняемых детьми практических заданий увеличивается вместе с взрослением детей. Выделены две возрастные группы – 1- я группа, 6-8 лет, 2-я группа, 9-11 лет. Для решения задач программы учитываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На этапе развития детей младшего школьного  возраста (6 -11 лет) приоритетом является увлеченность ребенка конкретным делом. Приобретённые навыки вырабатываются легко и быстро, и становятся стойкими. Складываются устойчивые отношения между ребенком и педагогом.

Ожидаемые результаты освоения программы.

По окончании 1-го года обучения воспитанники должны

Знать:

Основы моделирования  игрушек, особенности работы с различными материалами.

Уметь:

Создавать игрушки текстильных  и природных материалов,

Изображать свои идеи в эскизе.

По окончании 2-го года обучения воспитанники должны

Знать:

Основы специфики подбора материалов к задуманному образу, особенностях обработки выбранных материалов.

Уметь:

Изготавливать различные виды игрушек и создавать соответствующий образ при помощи различных способов декорирования.

Для диагностики результатов обучения используется просмотр педагогом творческих работ обучающихся. Критерии оценки дают результаты диагностики. Оценка творческих работ осуществляются по пятибалльной системе .(Приложение 1)

Итогом обучения по курсу «Декоративное творчество» в Студии декоративного творчества «Искусница» является опыт творческой деятельности по созданию игрушек и декоративных изделий, формирование навыков в обработке текстильных, природных, бросовых материалов.

Условия реализации программы.

Для образовательного процесса курса «Декоративное творчество» студии декоративного творчества «Искусница» требуются следующие средства обучения (на группу обучающихся):  учебный кабинет, оборудованный  для работы (столы, стулья,  учебная доска, выставочные стенды, текстильные, природные, бросовые материалы, бумага, карандаши и т.д.).

Для реализации программы необходимо помещение, которое поделено на рабочую и подсобную зоны. Рабочая (учебная) зона обеспечена столами, стульями ученическими, учебной доской. Подсобная зона оснащена шкафами  для хранения наглядных пособий, материалов и др. Учебная зона делится на зону работы за столом и зону работы педагога.

Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс.

Библиотека.

- литература по профилю: книги по различным видам декоративного творчества,

- нормативные документы.

2.   Фонд учебно-наглядных пособий:

 - фонд творческих работ учащихся и педагога.

3.  Фото фонд.

- фотографии детских работ, принявших участие в выставках и конкурсах.

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимкабинет, представляющий собой прямоугольное помещение размером: 7м х 7м = 49м2. Высота кабинета равна 4м. Кабинет имеет 4 окна.

Оборудование кабинета.

- Стулья 15 шт. Парты  8 шт.

- Стол и стул для педагога.

- Шкаф для хранения работ учащихся - 1шт.

- Шкаф для хранения литературы и рабочего материала - 1шт.

- Шкаф для выставочных работ – 1шт.

- Учебная доска  - 1 шт.

Организация внутреннего пространства кабинета соответствует характеру работ проводимых в кабинете и соответствует принципу целесообразности.Сначала учащийся попадает в учебный класс, который делится на следующие зоны:

- зону работы за столом;

- зону размещения наглядных пособий;

Зрительные зоны кабинета организованы следующим образом:

- сменная экспозиция работ учащихся;

- передняя стенка кабинета используется для демонстрации наглядных пособий, схем и т. д.

Температура воздуха – 20°С.

Освещение: смешанное вечером, днем естественное. Светильники включаются, по необходимости.

Пути в технологических зонах не пересекаются, зоны плавно переходят одна в другую. Мебель соответствует характеру работы и подобрана с учетом закономерности моторики человека.

Для реализации учебной программы необходимы, следующие материалы: ткань различная по цвету, фактуре, природный материал, картон, бросовый материал, синтепон, кожзаменитель, драп, фетр, тесьма, ленты, пуговицы, бусины  и пр.

Согласно учебной программе кабинет оснащен методическими и наглядными пособиями. В кабинете собрана библиотека литературы и тематических папок, необходимая для реализации программы по курсу «Декоративное творчество» студии декоративного творчества «Искусница».

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первого  года обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Введение.

Знакомство с курсом «Декоративное творчество» студии декоративного творчества  «Искусница».

3

1

2

беседа

2.

Конструирование из природных  материалов.

Создание декоративного образа по аналогии с образами природы.

Декоративно-художественные возможности природных материалов.

Выполнение творческих заданий по теме.

- игрушки  из природных материалов;

- оформление коллективной композиции.

18

2

16

выставка

3.

Изготовление традиционных народных кукол.

Классификация народных кукол.

Технология изготовления кукол-закруток (на основе квадрата и прямоугольника).

Выполнение  творческих заданий по теме.

- бесшитьевые куклы и игрушки;

- оформление коллективной композиции.

21

3

18

игра

4.

Моделирование из текстиля на основе круга.

Виды текстиля.

Понятие о стилизации.

Техника «русский розан».

Выполнение творческих заданий по теме.

- игрушки на основе шарообразных деталей.

18

2

16

выставка

5.

Моделирование из текстиля плоских силуэтных игрушек.

Создание плоских мягких игрушек.

- Выполнение творческих заданий по теме.

-  раскрой;

-  пошив, сборка, оформление композиции.

36

3

33

выставка

6.

Воспитательные мероприятия.

3

1

2

игра

7.

Оформление выставочных работ.

6

1

5

выставка

8.

Итоговое занятие.

3

1

2

выставка

9.

ИТОГО:

108

14

94

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса  «Декоративное творчество»

второго  года обучения


НАИМНОВАНИЕ ТЕМЫ

количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Введение.

Беседа о пройденном материале 1-го года обучения.

Ознакомление с планом 2-го года обучения.

3

1

2

беседа

2.

Конструирование из бросовых материалов.

- картонных коробок, трубок и пр.;

- пластиковых флаконов и пр.

Выполнение  творческих заданий по теме.

- игрушки  из бросовых материалов;

- оформление коллективной композиции.

18

2

16

выставка

3.

Изготовление традиционных народных кукол.

Технология изготовления кукол-закруток (на основе квадрата, прямоугольника, круга).

Выполнение  творческих заданий по теме.

- куклы-закрутки;

- игрушки с использованием палочек;

- игрушки из лыка;

- оформление коллективной композиции.

18

3

15

игра

4.

Моделирование из текстиля полуобъёмных изделий.

Создание мягких игрушек с нашивными элементами.

Выполнение творческих заданий по теме.

-  раскрой;

-  пошив, сборка, оформление композиции.

27

3

24

выставка

5.

Моделирование из текстиля объёмных изделий.

Создание  мягких игрушек с клинообразными и силуэтными вставками.

Выполнение творческих заданий по теме.

-  раскрой;

-  пошив, сборка, оформление композиции.

30

3

27

выставка

6.

Воспитательные мероприятия.

3

1

2

игра

7.

Оформление выставочных работ.

6

1

5

выставка

8.

Итоговое занятие.

3

1

1

выставка

ИТОГО:

108

15

93

СОДЕРЖАНИЕ

курса «Декоративное творчество»

первого года обучения

Тема 1. Введение.

Теоретическая часть: знакомство с курсом «Декоративное творчество» Студии декоративного творчества «Искусница». Организация деятельности Студии, перспектива обучения.

Практическая часть: проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения на занятиях, планом работы Студии. Выполнение творческого задания (создание эскиза игрушки с помощью игры-головоломки «Танграм» и др.).

Форма занятия: комбинированное, практическое, игра.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация образцов изделий, материалов, инструментов, фото, книг.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги, заготовки игры «Танграм».

Материалы: цветной картон, бумага писчая.

Инструменты: ножницы, простые карандаши, ластик.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2. «Конструирование из природных материалов».

Теоретическая часть: природные материалы и их виды (ракушки, камушки, шишки, жёлуди, ореховая скорлупа, фруктовые косточки, крупа, семена, ветки и др.). Особенности работы с природными материалами, способы соединения деталей. Понятие конструирования, игрушки, панно. Технология изготовления игрушек  и панно из природных материалов.

Практическая часть: создание образов животных и сказочных персонажей посредством соединения частей пластилином, универсальным клеем, закрепления на картоне. Изготовление игрушек («Улитка», «Черепашка», «Стрекоза», «Рыбка», «Паучок», «Ёжик» и др.) и составление композиций из них. Создание панно.

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая мастерская, обобщающее.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, обобщение образов с использованием стихов и загадок, подведение итогов, организация мини-выставки.

Дидактические материалы: схемы, книги, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: природные материалы, цветной картон, универсальный клей, пластилин.

Инструменты: стеки, доски (клеёнки), ножницы.

Техническое оснащение:ПК.

Тема 3. «Изготовление традиционных народных кукол».

Теоретическая часть: виды народных кукол (игровые, обрядовые, обереговые). Технология изготовления традиционных русских народных бесшитьевых кукол (закрутки, скатки, «узелковые»). Особенности материалов, используемых при создании кукол. Особенности стилизации традиционного мужского и женского костюмов в куклах. Народные обычаи, фольклор.

Практическая часть: изготовление кукол-закруток на основе квадрата и прямоугольника («Куватка», «Ангелок», «Бабочка»,  «Птичка», «Отдарок за подарок», «Покосница», «День-ночь», «Плодородие» и др.)

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра «Девичьи посиделки», обобщающее.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно,  наблюдение за природными явлениями, показ образцов готовых изделий, фото, рисунков, схем, книг, выполнение эскизов кукол и костюмов, работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: заготовки, иллюстрации, схемы, образцы изделий.

Материалы: ткань (ситец, бязь) белого и красного цвета, с мелким рисунком («цветы», «горох», «клетка», «точка»); нитки «Ирис» красного цвета; синтепон.

Инструменты: ножницы.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 4.  «Моделирование из текстиля на основе круга»

Теоретическая часть: виды текстиля, особенности. Технология создания игрушек и кукол в соответствии со схемой «Последовательность изготовления текстильных игрушек» (эскиз игрушки и её костюма изготовление лекал подбор материалов обрисовка лекал выполнение припусков на швы выкраивание сшивание деталей набивка деталей сборка элементов куклы оформление «лица» и «волос» согласно образу выкраивание костюма пошив костюма декорирование костюма). Особенности подбора материалов по цвету, размеру и фактуре для определённого образа. Ручные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «потайной», «через край». Технология изготовления декоративных элементов в технике «русский розан». Варианты создания «волос». Декорирование тесьмой, лентами, мехом, пряжей, драпом, кожзаменителем, бусинами, пуговицами и пр. Понятия об эскизе, лекалах, деталях кроя.     

Практическая часть: изготовление игрушек на основе шарообразных деталей. Изготовление аксессуаров и панно с использованием элементов, выполненных в технике «русский розан».

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, выставка творческих работ.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, показ иллюстраций, схем, работа с лекалами, работа в подгруппах.

Дидактические материалы: лекала, схемы, книги, карточки, кроссворд.

Материалы: ткань различного цвета и фактур; мех, драп, кожзаменитель, тесьма, ленты, пуговицы, бусины, пряжа для «волос» и пр. для декорирования; синтепон; нитки швейные, универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, булавки портновские, игольницы, напёрстки, карандаши простые, мел портновский, вспарыватель, палочки для набивки.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 5. «Моделирование из текстиля плоских силуэтных игрушек»

Теоретическая часть: виды текстильных игрушек. Технология создания игрушек и кукол в соответствии со схемой «Последовательность изготовления текстильных игрушек» (эскиз игрушки и её костюма изготовление лекал подбор материалов обрисовка лекал выполнение припусков на швы выкраивание сшивание деталей набивка деталей сборка элементов куклы оформление «лица» и «волос» согласно образу выкраивание костюма пошив костюма декорирование костюма). Особенности подбора материалов по цвету, размеру и фактуре для определённого образа. Ручные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «потайной». Варианты оформления «мордочки». Декорирование тесьмой, лентами, мехом, пряжей, драпом, кожзаменителем, бусинами, пуговицами и пр. Понятия об эскизе, лекалах, деталях кроя, симметричности деталей.      

Практическая часть: изготовление  плоских силуэтных игрушек, декорирование образа. Оформление композиции.

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, обобщающее.

Осуществление образовательного процесс: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно,  загадки, стихи, показ фото, рисунков, схем, книг,  работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: заготовки, иллюстрации, схемы, образцы изделий.

Материалы: ткань различного цвета и фактур; мех, драп, кожзаменитель, тесьма, ленты, пуговицы, бусины, пряжа для «волос» и пр. для декорирования; синтепон; нитки швейные, универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, булавки портновские, игольницы, напёрстки, карандаши простые, мел портновский, вспарыватель, палочки для набивки.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 6. Воспитательные мероприятия.

Теоретическая часть: культурное проведение досуга. Развитие позитивного мировоззрения, расширение кругозора.

Практическая часть: посещение выставок ИЗО и ДТ, детского творчества, ТЮЗа и др.; экскурсии на производство (ателье, мастерские мастеров ДПИ); проведение праздничных и  досуговых  программ; проведение тематических бесед по вопросам культуры поведения, патриотическому воспитанию и др.

Форма занятий: экскурсии, праздники, тематические занятия, выставки.

Осуществление образовательного процесса: формирование у детей чувства прекрасного, интереса к культуре и историческому наследию. Развитие у детей вкуса, чувства меры, коллективизма, взаимоуважения.

Техническое оснащение: ПК.

Тема 7. Оформление выставочных работ.

Теоретическая часть: технология создания, оформления, подачи тематической композиции.

Практическая часть: создание тематической композиции из творческих работ, созданных обучающимися.

Форма занятия: творческая мастерская.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация обучающимся образцов готовых изделий, фото, рисунков, книг,  работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: работы детей из фонда.

Материалы: ткань различного цвета и фактур; мех, драп, кожзаменитель, тесьма, ленты, пуговицы, бусины, пряжа и пр. для декорирования; синтепон; нитки швейные, универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, булавки портновские, игольницы, напёрстки.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 8.Итоговое занятие.

Теоретическая часть: подведение итогов работы обучающихся за учебный год.

Практическая часть: просмотр работ обучающихся. Обсуждение деятельности студии за учебный год.

Форма занятия: выставка творческих работ.

Осуществление образовательного процесса: представление творческих работ обучающимся Студии и родителям.

Дидактический материал: фото творческих работ, награды обучающихся и педагога за учебный год.

Техническое оснащение: ПК.  

СОДЕРЖАНИЕ

курса «Декоративное  творчество»

второго года обучения

Тема 1. Введение.

Теоретическая часть: организация и содержание деятельности студии «Искусница» 2-го года обучения.

Практическая часть: проведение инструктажа по технике безопасности. Выполнение творческого задания (создание эскиза игрушки с помощью игры-головоломки «Пентамино» и др.).

Форма занятия: комбинированное,  практическое, игра.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, показ необходимых материалов, инструментов, книг.

Дидактические материалы: работы учащихся из методического фонда, книги, заготовки игры «Пентамино».

Материалы: цветной картон, бумага писчая.

Инструменты: ножницы, простые карандаши, ластик.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 2. «Конструирование из бросовых материалов».

Теоретическая часть: понятие бросового материала. Особенности работы с бросовым материалом, способы соединения деталей. Технология  создания игрушек из бросового материала (картонных коробок, трубок, пластиковых флаконов, трубочек для коктейля, ложек, тарелок, фантиков и пр.)

Практическая часть: создание образов посредством вырезания и соединения деталей клеем ПВА, универсальным клеем, степлером (машины, животные, птицы,  ёлочные игрушки, цветы и пр.).

Форма занятия: комбинированное, практическое, творческая мастерская, обобщающее.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, загадки, стихи, показ иллюстраций, схем. Работа индивидуально и в подгруппах. Организация мини-выставки.

Дидактические материалы: схемы, книги, работы учащихся из методического фонда.

Материалы: бросовый материал, пуговицы, тесьма, цветной картон, бархатная бумага, клей ПВА,  универсальный клей.

Инструменты: ножницы, линейки, карандаши простые, степлер.

Техническое оснащение: ПК.  

      

Тема 3. «Изготовление традиционных народных кукол».

Теоретическая часть: виды народных кукол (игровые, обрядовые, обереговые). Технология изготовления традиционных народных бесшитьевых кукол и игрушек. Виды натуральных материалов, используемых при создании народных игрушек и  их особенности. Стилизация образа. Народные обычаи, фольклор.

Практическая часть: изготовление кукол-закруток, кукол с использованием палочек, игрушек из лыка («Владимирская»,  «Барыня», «Вепсская» «Свадебная», «Козьма и Демьян», «Птица», «Конь» и др.), составление композиций из них.

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, обобщающее.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, наблюдение за природными явлениями, показ фото, рисунков, схем, книг, работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: заготовки, иллюстрации, схемы, образцы изделий.

Материалы: ткань (ситец, бязь) белого и красного цвета, с мелким рисунком («цветы», «горох», «клетка», «точка»); нитки «Ирис» красного цвета; синтепон,  универсальный клей.

Инструменты: ножницы.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 4. «Моделирование из текстиля полуобъёмных изделий»

Теоретическая часть:  виды текстильных игрушек. Технология создания мягких полуобъёмных игрушек в соответствии со схемой «Последовательность изготовления текстильных игрушек» (эскиз игрушки и её костюма изготовление лекал подбор материалов обрисовка лекал выполнение припусков на швы выкраивание сшивание деталей набивка деталей сборка элементов куклы оформление «лица» и «волос» согласно образу выкраивание костюма пошив костюма декорирование костюма). Декорирование игрушек посредством пришивания деталей, имитирующих лапы, уши, хвост животных (из фетра, драпа, кожзаменителя, меха и пр.) с целью создания образа.

Практическая часть: изготовление полуобъёмных игрушек. Оформление композиции.

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, выставка, обобщающее.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно,  показ фото, рисунков, схем, книг,  работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: лекала, иллюстрации, схемы, образцы изделий.

Материалы: ткань различного цвета и фактуры, фетр, драп, сукно, кожзаменитель, синтепон, тесьма, ленты, пуговицы, бусины и пр., универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, игольницы, палочки для набивки.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 5. «Моделирование из текстиля объёмных изделий».

Теоретическая часть: виды текстильных игрушек. Технология создания авторских мягких игрушек в соответствии со схемой «Последовательность изготовления текстильных игрушек» (эскиз игрушки и её костюма изготовление лекал подбор материалов обрисовка лекал выполнение припусков на швы выкраивание сшивание деталей набивка деталей сборка элементов куклы оформление «лица» и «волос» согласно образу выкраивание костюма пошив костюма декорирование костюма). Декорирование тесьмой, лентами, мехом, пряжей, драпом, кожзаменителем, бусинами, пуговицами и пр.

Практическая часть: изготовление  объёмных игрушек. Оформление композиции.

Форма занятия: комбинированное, практическое, мастер-класс, игра, выставка творческих работ.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение определений и этапов технологии с демонстрацией наглядного материала и образцов изделий, практическая работа по схеме, поэтапного изготовления изделий по образцу и самостоятельно, загадки, показ иллюстраций, схем, работа с лекалами, работа в подгруппах. Организация мини-выставки.

Дидактические материалы: лекала, схемы, книги, карточки.

Материалы: ткань различного цвета и фактур; мех, драп, кожзаменитель, тесьма, ленты, пуговицы, бусины, пряжа и пр. для декорирования; синтепон; нитки швейные, универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, булавки портновские, игольницы, напёрстки, карандаши простые, мел портновский, вспарыватель, палочки для набивки.

Техническое оснащение:   ПК.

Тема 6. Воспитательные мероприятия.

Теоретическая часть: культурное проведение досуга. Развитие позитивного мировоззрения, расширение кругозора.

Практическая часть: посещение выставок ИЗО и ДТ, детского творчества, ТЮЗа и др.; экскурсии на производство (ателье, мастерские мастеров ДПИ); проведение праздничных и  досуговых  программ; проведение тематических бесед по вопросам культуры поведения, патриотическому воспитанию и др.

Форма занятий: экскурсии, праздники, тематические занятия, выставки.

Осуществление образовательного процесса: формирование у детей чувства прекрасного, интереса к культуре и историческому наследию. Развитие у детей вкуса, чувства меры, коллективизма, взаимоуважения.

Техническое оснащение: ПК.

Тема 7. Оформление выставочных работ.

Теоретическая часть: технология создания, оформления, подачи тематической композиции. Принципы создания экспозиции.

Практическая часть: создание тематической композиции из творческих работ, созданных обучающимися.

Форма занятия: творческая мастерская.

Осуществление образовательного процесса: рассказ, беседа, объяснение педагога, демонстрация обучающимся образцов готовых изделий, фото, рисунков, книг,  работа в парах и подгруппах.

Дидактические материалы: работы детей из фонда.

Материалы: ткань различного цвета и фактур; мех, драп, кожзаменитель, тесьма, ленты, пуговицы, бусины, пряжа и пр. для декорирования; синтепон; нитки швейные, универсальный клей.

Инструменты: ножницы, иголки, булавки портновские, игольницы, напёрстки.

Техническое оснащение: ПК.  

Тема 8. Итоговое занятие

Теоретическая часть: подведение итогов работы обучающихся за учебный год.

Практическая часть: просмотр работ обучающихся. Обсуждение деятельности студии за учебный год.

Форма занятия: выставка творческих работ.

Осуществление образовательного процесса: представление творческих работ обучающимся студии и родителям.

Дидактические материалы: фото творческих работ, награды обучающихся и педагога за учебный год.

Техническое оснащение: ПК.  

Список литературы, рекомендуемой обучающимся:

1. Баева Т, Глухов Г. Путешествие в Антрессолию, или чудесное превращение   перчаток в … (Серия «Самоделки») - Ростов-на-Дону: «Авангард ХХ век», 1990.

2. Игрушки. Альбом самоделок  для младшего школьного возраста. Караваева г. Ростов-на-Дону: Малыш, 1993.

3. Мудрак Т.С. Сэконд хэнд. Игрушки из старых   вещей. «Мастерилка» 29.99.- М.:Изд. Дом «Карапуз» - 1999.

Список литературы, использованной при разработке программы:

 Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования : От разработки до реализации. – М.: Айрис-пресс, 2004. 

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга  для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Вместе учимся мастерить»).

Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки./ Перевод с англ. А.С.Трошина.- М.: Просвещение, 1979.

Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.

 Гусакова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1977.

Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1978.

Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк. – СПб. Абрис, 1989.

Лежнева С.С., Булатова И.И. Сказка своими руками: Для дошкольного и младшего школьного возраста.-  Изд. 2-е .- Мн.: Полымя, 1994.

Левина М. 365 кукол со всего  света.- М.:  Рольф, 2001. (Серия «Внимание: дети!»).

Молотобарова О.С.  Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей  кружков общеобразовательных  школ и внешкольных учреждений.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Книга для учителя по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1990.

Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей.- М.:  ТЦ «Сфера», 2000.

Я познаю мир: Детская энциклопедия:   Игрушки/ Авт. сост. Н.Г. Юрина.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» »; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека» », 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Таблица оценки творческих работ.

Имя

содержание

форма

строение

пропорции

композиция

цвет

замысел

итог

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.