logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Общая характеристика программы:

Направленность (профиль) программы.       

Образовательная программа «Изобразительное искусство», кружка «Веселая радуга» имеет художественно-эстетическую направленность.

По целевому назначению программа является -  развивающей, направлена на развитие творческого мышления детей, дает возможность юным талантам попробовать свои возможности в разных направлениях изобразительного искусства  - рисунок, живопись, декоративная композиция.

Актуальность программы обусловлена следующим – знакомство с искусством способствует расширению  и развитию у обучающимися  художественных представлений, духовых потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру, развитию художественной культуры детей.

Эмоциональное восприятие окружающей жизни характерно для ребенка 7-14 лет.  Воспитание посредством искусства издревле было наиболее продуктивным. Потребность в человеке эстетически развитом, творящем, прежде всего, духовное бытие, которое заключается в совершенстве связей — любви, красоты и гармонии. Вот почему на современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей обучающихся,  формирование ценностных ориентации учащихся через приобщение к народной художественной культуре.

Между возрастом человека и темпами духовного развития есть закономерность, чем меньше возраст, тем выше темп духовного развития.  И поэтому необходимым условием эстетического воспитания и развития эстетической культуры ребенка является использование искусства. Искусство, в любой форме, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной, ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслить формами, красками, звуками, ощущениями. Ознакомление детей школьного возраста изобразительным искусством побуждает в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому курс изобразительного искусства  является педагогически целесообразным.  Для развития творчества в любых видах  художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни природе, познакомится с различными видами искусства  (изобразительного, музыкального, литературного, архитектуры, народного искусства), приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Все названные компоненты являются важными и необходимыми для освоения ребенком мира искусства.

При создании данной программы  использовалась программа:  «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная Б.М. Неменским,  Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской и др. для общеобразовательных школ. Автор использовал структуру и подход вышеперечисленных авторов в данной образовательной области – а именно:  тематическую последовательность освоения курса изобразительного искусства.

Художественное развитие детей школьного возраста – является одним из важных направлений в педагогике требующего приоритетного внимания. Данные отечественной педагогики подчеркивают значение творческой деятельности детей: от накопленного опыта и общего развития ребенка.

Отличительные особенности программы -  состоит в том, кружковые занятия закрепляют и расширяют навыки и знания,  приобретенные ребенком  на занятиях,  дают большую возможность для творчества.  Использование  разнообразия изобразительных материалов, овладение работы с ними, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, способствует возникновению чувств сопереживания и осознанию собственных творческих возможностей,  что дает прочувствовать радость открытий.

Потому педагогическую целесообразность программы можно выразить следующими словами: основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, а это формирование творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству.

В основе образовательной  деятельности кружка, лежит принцип целенаправленной работы над развитием всех обучающихся, независимо от их способностей, посредством сотрудничества.

Освоение ребенком языка искусств, последовательные овладения изобразительными и техническими умениями помогут укрепить психическое здоровье ребенка (сформировать здоровую психику). Здоровая психика – является одним из, показателей физического здоровья обучающимися. Профилактика асоциального поведения детей в программе решается следующим образом – это приобщение  детей  к лучшим образцам отечественного и  мирового искусства, развитие у ребенка  любви к «прекрасному», обогащение его духовного мира.

Интеллектуальное и духовное развитие ребенка формируется в процессе обучения  путем постепенного накопления знаний и навыков. Данная образовательная программа  является – программой художественно-творческого развития и соответствует педагогическим принципам  - «Основы художественных представлений». Основы языка искусства помогут обучающимся развить эмоционально-чувственное  отношение к жизни и искусству.

Структура программы представляет следующее -  в единый блок объединены следующие темы программы:

1 год обучения:  представлен темой - «Какого цвета зима и лето?» В тему года включено знакомство с основами цветоведения и композиции в изобразительном искусстве.

2 год обучения:  представлен темой - «Какого цвета страна родная?» В тему года включено знакомство с  природой и культурой родного края.

3 год обучения:  представлен темой - «Волшебный мир искусства». В тему года включено знакомство с народным творчеством родного края.

Обучение в кружке «Весёлая радуга»,  является ступенькой познания в области искусства и оказывает значительное влияние в становлении личности обучающегося и сотрудничество педагога и родителей этот процесс делает более успешным.

Поэтому, программа направлена на создание условий для учащихся

Обеспечение разнообразия материалов для творчества.

Создание положительных эмоций на занятиях.

Программа направлена на развитие мотивации и творчеству.

Индивидуальный подход к обучающихся (учет их индивидуальных предпочтений).

Участие обучающихся в конкурсах и выставках.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающихся.

Создание положительно-эмоционального климата на занятиях изобразительного искусства.

Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком виде оно ни проявлялось.

Программа направлена на приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Освоение обучающихся элементов языка искусств через восприятие произведений искусства.

Выражение отношений к действительности художественными образами, последовательные овладения изобразительными  и техническими умениями, навыками.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 12 лет. В группу 1-го года обучения зачисляются обучающиеся 7-10 лет, 2-го года обучения 8-11 лет, 3-го года обучения 9-12 лет.

Приём в кружок «Веселая радуга» осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу обучающихся.

Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов: 1 год обучения - 144 часов, 2 год обучения - 216 часов, 3 год обучения – 216 часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; продолжительность программы 3 года.

 

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – группы учащихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения.

Режим занятий, период и продолжительность занятий – общее количество часов в первого года обучения – 144 часов; 4часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-а  учебных часа. Общее количество часов второго и третьего годов обучения  – 216 часов; 6 часов в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3-и учебных часа.

Оптимальная наполняемость групп по годам обучения следующая: 1 год – 15 человек, 2 год – 15 человек, 3 год – 12 человек . Добор в группы производится по мере необходимости из числа детей, желающих заниматься данным видом творчества.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы. Формирование и развитие интереса у обучающихся к изобразительному искусству через последовательное обучение творческой деятельности при выполнении творческих работ.

Задачи 1 года обучения:  

Личностные: формирование  бережного отношения к культурному наследию посредством приобщения к историческим образцам изобразительного и народного творчества.

Метапредметные: развитие мотивации к занятиям изобразительного творчества при выполнении творческих работ, моторики руки,  аккуратности при выполнении заданий.

Образовательные (предметные) освоение последовательности технических приемов при работе художественными материалами.

Задачи 2 года обучения:

Личностные: формирование самообразовательных умений и эмоциональной отзывчивости на прекрасное.    

Метапредметные: развитие образного мышления, воображения, памяти, внимания, индивидуальных творческих способностей, художественного вкуса.

Образовательные  (предметные): самореализация обучающихся при создании творческих работ посредством поэтапно усложняющихся заданий и творческих приемов.

Задачи 3 года обучения:  

Личностные: формирование художественно-образных представлений и мышления,  воспитание  эстетического вкуса

Метапредметные:  развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное,  декоративно-прикладное),  развитие представлений о прекрасном в жизни и искусстве.

Образовательные (предметные): умение самостоятельно применять  изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, на основе эмоционально-эстетического восприятия, используя выразительные средства изобразительного искусства,  это живопись, графика,  различные композиционные и декоративные решения.

1.3.Содержание программы.

Учебно-тематический план первого года обучения 

«Какого цвета зима и лето?»

п.п.

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

прак-

тика

Форма аттестации/

контроля

1.

Введение.

2

-

2

беседа

2.

3.

4.

5.

I. «Краски осени».

"Какого цвета осень".

"Природа художница".

"В золоте хохломы - золото осени"

"Краски природы в наряде красавицы".

32

2

30

игра

6.

7.

8.

9.

II. «Зимняя сказка».

"Герои русских народных сказок".

"Снежный пейзаж".

"Цвет зимы белый".

"Богатыри земли Русской".

32

2

30

Выставка творческих работ

10.

11.

12.

13.

III. «Весна - -красна».

"Весна - красна, праздник света и тепла".

"Красота весенней природы".

"У лукоморья дуб зеленый..."

"Красуйся красота  - цветами лазоревыми."

32

2

30

беседа

14.

15.

16.

17.

IV. «Мой край родной».

"Закаты, закаты..."

"Какие бывают деревья?"

"Какого цвета страна родная".

"На улицах моего города".

26

2

24

Выставка творческих работ

18.

Оформление выставочных работ.

8

8

выставка

19.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

8

8

игра

20.

Итоговое занятие.

4

4

выставка

ИТОГО:

144

8

136

 

Учебно-тематический план второго года обучения

«Какого цвета страна родная?»

п.п.

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

прак-

тика

Форма аттестации/

контроля

1.

Введение.

3

3

беседа

2.

3.

4.

5.

I. «Какого цвета моя земля»?

"Лето в произведениях художников".

"Сокровища земли".

"Красота родной земли".

"Осень - пора цветовых контрастов".

47

5

42

игра

6.

7.

8.

9.

II. «Краски во круг нас».

"Красный - прекрасный".

"Птица счастья".

"В мастерской художников Гжели".

"Маска - кто ты?"

46

7

39

Выставка творческих работ

10.

11.

12.

13.

III. «Зимушка – зима».

"Какого цвета снег?"

"Русь белокаменная".

"Зимние забавы".

"А сама-то величава, выступает будто пава..."

44

5

39

беседа

14.

15.

16.

17.

IV. «Я художник».

"Русское поле".

"Космические фантазии".

"Братья наши меньшие".

"Весна разноцветная".

54

8

46

Выставка творческих работ

18.

Оформление выставочных работ.

9

9

выставка

19.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

9

9

игра

20.

Итоговое занятие.

4

4

выставка

ИТОГО:

216

25

191

Учебно-тематический план третьего года обучения

 «Волшебный мир искусства»

п.п.

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

прак-

тика

Форма аттестации/

контроля

1.

Введение.

3

-

3

Беседа

2.

3.

4.

5.

I. «Как прекрасен этот мир!»

"Чужие цветы краснее , а свои милее".

"В Жостовском подносе все цветы России".

"Живописные просторы".

"Каждая птица своим пером красуется".

47

5

42

игра

6.

7.

8.

9.

II. «Зимние фантазии».

"Русская зима".

"Зима не лето в шубу одета".

"Карнавальные фантазии".

"Новогодние костюмы".

46

7

39

Выставка творческих работ

10.

11.

12.

13.

III. «Преданья старины».

"Старинный русский город-крепость".

"Двор - что город, изба - что терем".

"Защитники земли Русской",

"Герои русских сказок".

50

8

42

беседа

14.

15.

16.

17.

IV. «Мир вокруг нас».

"Дорогие, любимые, родные."

"Водные просторы России".

"Салют - Победы!"

"Сиреневые переливы".

48

7

41

Выставка творческих работ

18.

Оформление выставочных работ.

9

9

выставка

19.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

9

9

игра

20.

Итоговое занятие.

4

4

выставка

ИТОГО:

216

27

189

Содержание учебного плана первого года обучения

«Какого цвета зима и лето?»

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с курсом «Изобразительное искусство» кружка  «Веселая радуга». Организация деятельности кружка, перспектива обучения.

Практика. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения на занятиях, планом работы кружка. Выполнение творческого задания на свободную тему.

        

I. «Краски осени»

Тема 2. «Какого цвета осень».

Теория. Образ осени в работах художников, народных мастеров.

 Знакомство с теплой цветовой палитрой. Знакомство с живописными материалами.

Практика.  Выполнение творческой работы на тему «Осень» теплой  цветовой палитрой.

Тема 3. «Природа художница».

Теория. Знакомство с жанром - пейзаж. Что такое –пейзаж? Особенности его выполнения.

Практика. Выполнение плановой композиции. Освоение технических приемов работы красками. Использование теплой палитры цветов.

Тема 4.  «В золоте Хохломы - золото осени».

Теория. Знакомство с народным промыслом Хохломы.

Возникновение промысла Цветовая палитра используемая в создании мотивов Хохломы.

Практика. Выполнение творческой работы по мотивам Хохломы.

Тема 5.  «Краски природы в наряде красавицы».

Теория. Изучение народного женского костюма.

Использование узоров в украшении костюма.

Практика. Создание эскиза костюма русской красавицы.

II. "Зимняя сказка"

Тема 6.  «Герои русских народных сказок».

Теория. Формирования навыков иллюстрирования литературного произведения (сказки).

Практика. Иллюстрация к сказке ("Три медведя", "Золотой петушок"...).

Тема 7.   «Снежный пейзаж».

Теория. Знакомство с холодной цветовой палитрой красок и навыками выделения главного в своей творческой работе.

Практика. Выполнение зимнего пейзажа.

Тема 8.  «Цвет зимы – белый».

Теория. Навыки создания композиции с ограниченной цветовой палитрой. Навыки выполнения мягких цветовых переходов (нюанс).

Практика. Изображение зимнего пейзажа.

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Тема 9.  «Богатыри земли Русской».

Теория. Навыки создания выразительного образа.

Знакомство с пропорциями лица.

Практика. Изображение воинов древней Руси.

III. «Весна  - красна»

 

Тема 10.  «Весна - красна, праздник света и тепла».

Теория. Навыки создания весенней композиции.

(Выполнение творческой работы в теплой цветовой палитре.)

Практика. Изображение весеннего пейзажа.

Тема 11.  «Красота весенней природы».

Теория. Навыки работы живописными материалами.

Практика. Изображение весенних деревьев.

Тема 12.  «У лукоморья дуб зеленый...»

Теория. Формирование навыков создания иллюстрации.

Практика. Создание иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина ("Сказка о царе Салтане...", "Руслан и Людмила"...).

Тема 13.  «Красуйся красота  - цветами лазоревыми.»

Теория. Навыки работы акварелью по "мокрому".

Практика. Изображение цветов.

IV. «Мой край родной»

 

Тема 14.  «Закаты, закаты...»

Теория. Навыки работы над двух- плановой композицией.

Практика. Изображение элементов пейзажа  на заранее выполненном фоне.

Тема 15.  «Какие бывают деревья?»

Теория. Навыки работы графическими средствами.

Практика. Графические изображения деревьев.

Тема 16.  «Какого цвета страна родная».

Теория. Навыки живописи. Знакомство с природой родного края.

Практика. Изображение родной природы (пейзаж).

Тема 17.  «На улицах моего города».

Теория. Знакомство с городским пейзажем.

Практика. Изображение городской застройки.

 Оформление выставочных работ.

Практика: оформление творческих работ и выставочной экспозиции.

Критерии оценки работ по ДПИ.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

Посещение выставок ИЗО и ДПИ, детского творчества, проведение праздничных  и досуговых программ.

Форма и тип занятий: экскурсии, конкурсно-игровые программы.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы обучающихся, деятельности кружка за учебный год.

Практика: просмотр работ обучающихся, обсуждение функционирования кружка в течение учебного года, планирование работы на период летних каникул, будущий учебный год.

Форма и тип занятий: комбинированное, игра.

Организация образовательного процесса: беседа, дискуссия, просмотр детских работ.

Дидактический материал: карточки-задания.

Материалы: бумага, картон, фломастеры.

Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, ножницы.

Содержание учебного плана второго года обучения

 «Какого цвета стана родная?»

Тема 1.    Ведение.

Теория. Организация и содержание деятельности кружка «Весёлая радуга» 2-го года обучения.

Практика. Проведение инструктажа по технике безопасности. Выполнение творческой работы по любой из пройденных тем прошлого года.

I. «Какого цвета моя земля?»

Тема 2.  «Лето в произведениях художников».

Теория. Работа над развитием живописных навыков.

Практика: Изображение родной природы (пейзаж).

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Тема 3.  «Сокровища земли».

Теория. Знакомство с женским головным убором.

Практика.  Выполнения эскиза женского головного убора.

Тема 4.  "Красота родной земли".

Теория. Навыки работы графическими средствами.

Практика. Изображение пейзажа графическими средствами.

Форма занятия: комбинированная, практическое, творческая работа.

Тема 5.  «Осень - пора цветовых контрастов».

Теория. Навыки работы контрастной палитрой.

Практика. Выполнение по наблюдению осеннего пейзажа.

 

II. «Краски во круг нас»

 

Тема 6.  «Красный – прекрасный».

Теория. Декоративный натюрморт. Цветовые, композиционные и декоративные особенности выполнения натюрморта.

Практика. Выполнение декоративного натюрморта.

Тема 7.  «Птица счастья».

Символика птиц в народном творчестве.

Практика. Декоративное изображение  птиц по мотивам народных промыслов.

Тема 8.  «В мастерской художников Гжели».

Искусство Гжели. Знакомство с особенностями промысла.

Практика.  Выполнение декоративной композиции, с использованием цветовой гаммы Гжели.

Тема 9.  «Маска - кто ты?»

Создания выразительного образа.

Практика. Выполнение карнавальной маски.

III. «Зимушка – зима»

Тема 10.  «Какого цвета снег?»

Теория. Создание пейзажа нюансной цветовой палитрой.

Практика. Выполнить творческую работу зимнего пейзажа.

Тема 11.  «Русь белокаменная».

Теория. Знакомство с архитектурой русских городов.

Практика. Знакомство кремлем, крепостными башнями. стенами, соборами и теремами.

Тема 12.  «Зимние забавы».

Теория. Навыки передачи движения.

Практика. Создание композиции изображающей зимние забавы детей.

Тема 13.  «А сама-то величава, выступает будто пава...»

Теория. Женский образ в сказках А.С. Пушкина. Передача характера в портрете.

Практика. Изображение противоположных по характеру сказочных образов.

 

IV. «Я художник»

 

Тема 14.  «Русское поле».

Теория. Батальная живопись.

Практика. Выполнение творческой работы батальной тематики.

Тема 15.  «Космические фантазии».

Теория. Создание фантастической композиции.

Практика. Изображение космоса.

Тема 16.  «Братья наши меньшие».

Теория. Изображение животных.

Практика. Навыки изображения животных, навыки передачи их движений.

Тема 17.  «Весна разноцветная».

Теория. Декоративная композиция.

Практика. Выполнение цветущих веток деревьев, цветущих весенних деревьев.

Оформление выставочных работ.

Практика: оформление творческих работ и выставочной экспозиции.

Критерии оценки работ по ДПИ.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

Посещение выставок ИЗО и ДПИ, детского творчества, проведение праздничных  и досуговых программ.

Форма и тип занятий: экскурсии, конкурсно-игровые программы.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы обучающихся, деятельности кружка за учебный год.

Практика: просмотр работ обучающихся, обсуждение функционирования кружка в течение учебного года, планирование работы на период летних каникул, будущий учебный год.

Форма и тип занятий: комбинированное, игра.

Организация образовательного процесса: беседа, дискуссия, просмотр детских работ.

Дидактический материал: карточки-задания.

Материалы: бумага, картон, фломастеры.

Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, ножницы.

 

Содержание учебного плана третьего года обучения

«Волшебный мир искусства»

Тема  1. Введение.

Теория. Организация и содержание деятельности кружка «Весёлая радуга» 3-го года обучения.

Практика. проведение инструктажа по технике безопасности. Выполнение творческой работы по любой из пройденных тем прошлого года.

I.  «Как прекрасен этот мир!»

Тема 2.  «Чужие цветы краснее, а свои милее».

Теория. Работы цветовыми нюансами и контрастами.

Практика. Выполнение композиции с осенними цветами.

Тема 3.  «В Жостовском подносе все цветы России».

Теория. Знакомство с промыслом Жостова.

Практика. Декоративная работа по мотивам жостовской росписи.

Тема 4.  «Живописные просторы».

Теория. Навыки работы над пейзажем.

Практика. Выполнение плановой композиции. Закрепление технических приемов работы.

Тема 5.  «Каждая птица своим пером красуется».

Теория. Навыки изображения птиц.

Практика. Выполнение изображения птиц.

    

 

II. «Зимние фантазии».

Тема 6.  «Русская зима».

Теория. Навыки графического изображения зимы.

Практика. Изображение зимнего пейзажа графическими средствами.

Тема 7.  «Зима не лето в шубу одета».

Теория. Знакомство с орнаментом, как украшением одежды. Связь декора с формой.

Практика. Создание зимнего русского праздничного костюма, с использованием декора.

Тема 8.  «Карнавальные фантазии».

Теория. Эскиз карнавального костюма.

Практика. Создание карнавального костюма.

      

Тема 9.  «Новогодние костюмы».

Теория. Знакомство со сценическим костюмом. Эскиз театрального  костюма, к Новогодней сказке.

Практика. Выбор произведения. Создание эскиза костюма для персонажа их произведения.

III. «Преданья старины».

Тема 10.  2Старинный русский город-крепость».

Теория. Знакомство с историческими памятниками архитектуры. Знакомство с древней крепостью Царицына.

Практика. Изображение Царицынской сторожевой крепости.

Тема 11.  «Двор - что город, изба - что терем».

Теория. Знакомство с деревянным зодчеством.

Практика. Выполнение декоративной композиции.

Тема 12.  «Защитники земли Русской».

Теория. Навыки выполнения сюжетной композиции.

Практика. Выполнения творческой работы батальной тематики.

Тема 13.  «Герои русских сказок».

Теория. Навыки работы над композицией.

Практика. Иллюстрация к сказке "Конёк - горбунок" П.Ершова

IV. «Мир вокруг нас».

Тема 14.  «Дорогие, любимые, родные.»

Теория. Создание женского образа. Использование схем пропорций лица.

Практика. Выполнить портрет мамы.

Тема 15.  «Водные просторы России».

Теория. Знакомство с речным или морским пейзажем.

Практика. Выполнение творческой работы с изображением реки или моря.

Тема 16.  «Салют - Победы!»

Теория. Творческая работа, посвященная Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Практика. Выполнение творческой работы с изображением праздничного салюта.

Тема 17.  «Сиреневые переливы».

Теория. Навыки использования широкой цветовой палитры.

Практика: Выполнение композиции с сиренью.

Оформление выставочных работ.

Практика: оформление творческих работ и выставочной экспозиции.

Критерии оценки работ по ДПИ.

Мероприятия по развитию личности обучающихся.

Посещение выставок ИЗО и ДПИ, детского творчества, проведение праздничных  и досуговых программ.

Форма и тип занятий: экскурсии, конкурсно-игровые программы.

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы обучающихся, деятельности кружка за учебный год.

Практика: просмотр работ обучающихся, обсуждение функционирования кружка в течение учебного года, планирование работы на период летних каникул, будущий учебный год.

Форма и тип занятий: комбинированное, игра.

Организация образовательного процесса: беседа, дискуссия, просмотр детских работ.

Дидактический материал: карточки-задания.

Материалы: бумага, картон, фломастеры.

Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, ножницы.

1.4. Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Обучающийся 1-го года обучения будет знать:

 -  отдельные произведения художников ;

 - основные средства выразительности графики,  живописи, декоративно-прикладного искусства;

 - основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;

 - эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

 - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Обучающийся 1-го года обучения будет уметь:

 - применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами,  для выражения замысла, настроения;

 - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов:

 - составлять композиции с учетом замысла:

 - применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в сюжетно - тематических и декоративных композициях.

Обучающийся 2-го года обучения будет знать:

- особенности материалов, используемых  в художественной деятельности (краски, кисти, пастель, тушь, перо, уголь, бумага);

- теплые цвета, холодные цвета,

-  особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;

- особенности  орнаментальных мотивов (Гжели,  Филимоново, Полохов-Майдана);

- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция):

Обучающийся 2-го года обучения будет уметь:

- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков  в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

- верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;

- учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше – мельче и выше);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла.

Обучающийся 3-го года обучения будет знать:

-  понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

- основы орнамента (ритмические схемы композиции и связь декора с назначением вещи);

Обучающийся 3-го года обучения будет уметь:

-  применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла.

Компетенции и личностные качества,  которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

ключевые компетенции

общепредметные компетенции

предметные компетенции

ценностно-смысловые

- развитие художественных способностей на основе творческого опыта обучающегося;

- бережное отношение к историческим традициям;

- умение е принимать решение в процессе создания творческих работ.

- способность видеть и понимать окружающий мир.

-умение разбираться в видах и жанрах изобразительного искусства;

- развитие художественного вкуса.

- умение извлекать пользу из опыта.

-формирование художественно эстетических основ в изобразительном искусстве;

- создавать творческие работы на основе собственного опыта;

учебно-познавательные

- формирование интереса к различным видам изобразительного  искусства.

- навыки последовательного овладения изобразительными и техническими умениями языка искусств;

- развитие и обогащение духовного мира ребенка.

- формирование художественно-образных представлений и мышления.

- создавать творческие работы, используя выразительные средства изобразительного искусства;

- формирование навыков работы художественными материалами.

- знакомство с основами композиции

- навык выбора выразительных средств, для создания творческой работы

- навыки использования  законов «композиции» в творческих работах.

общекультурные

-умение уважительно относиться к окружающим людям;

- владение знаниями об общекультурных и традиционных ценностях;

- знакомство с культурой своего народа, края, культурой других стран и народов.

- умение получать необходимую информацию в общении;

- навыки простого диалога со взрослыми и сверстниками;

- умение характеризовать свою работу и работу других обучающихся.

- умение принимать

участие в коллективных делах

- умение определять свое место в коллективе, в окружающем мире;

- умение принимать и оказывать помощь.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты, которые приобретает обучающийся по итогам освоения программы.

На первом году обучения  у обучающихся закрепляются умения и навыки в рисовании. Обучающиеся знакомятся с основами цветоведения и художественными материалами. Расширяются представления о форме предметов, их  строении, учатся передавать их в рисунке,  аппликации. Развивается эмоциональная отзывчивость  при восприятии репродукций работ художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. 

На втором году обучения у обучающихся совершенствуются изобразительные умения и навыки, учатся изображать предметы с натуры и по представлению.  Продолжают, знакомится с декоративным искусством и его выразительным средствам. Дети знакомятся с видами и жанрами искусств и учатся воспринимать их.

На третьем году обучения  обучающиеся самостоятельно применяют  изобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, на основе эмоционально-эстетического восприятия.  Используют выразительные средства изобразительного искусства,  это живопись, графика,  различные композиционные и декоративные решения. Развивается эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы - архитипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров раскрывается образная картина мира.

Раздел №2. «Комплекс организационн-педагогических условий»

2.1 календарный учебный график.

Календарный учебный график ¾

количество учебных недель ¾I полугодие ¾ 16 недель, II полугодие ¾ 20 недель,

продолжительность каникул ¾ 90 дней,

Календарный учебный график программы кружка «Весёлая радуга» составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» ежегодно.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Занятия кружка "Веселая радуга" проходят в помещении, с хорошим естественным освещением (классная комната). Стулья, столы, 3 шкафа, классная доска, мольберты,  персональный компьютер. Для реализации учебной программы необходимы, следующие материалы: карандаши, кисти, краски - акварель, гуашь, бумага для рисования, цветная бумага, клей, кнопки, ёмкости для воды, пластиковые палитры для разведения красок.

Информационное обеспечение.

Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс.

1. Библиотека: детская литература, литература по народным промыслам и декоративному искусству; книги по изобразительному искусству; нормативные документы.

2. Фонд учебно-наглядных пособий: репродукции художников; фонд творческих работ учащихся; наглядные пособия; схемы последовательного выполнения заданий.

3. Фото фонд: фотографии детских работ, принявших участие в выставках и конкурсах; фото архив.

4. перечень творческих достижений.

5. аудио-, видео-, фото- источники.

2.3.Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

В течение учебного процесса осуществляются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль проводится на занятии  в процессе систематического наблюдения за работой воспитанников, что дает возможность установить уровень подготовки ребенка.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы и в конце учебного периода и с учетом данных текущего контроля.

Текущий и периодический  контроль осуществляются следующим образом:

результатов обучения осуществляется посредством организации выставок детских работ в учебном кабинете (по темам).

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и по окончании года обучения. При этом учитываются результаты текущего и периодического контролей.

Так же применяется - самоконтроль. Это позволяетØ выявить степень самоорганизации детей. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль  за собственными действиями и вниманием, своей памятью и т.д. Самоконтроль свидетельствует об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

Уровень сложности выполняемых детьми практических заданий увеличивается вместе с взрослением детей. Выделены три возрастные группы – 1- я группа, 7-9лет, 2-я группа, 9-11 лет, 3-я группа, 11-13 лет.  Для решения задач программы учитываются психофизиологические особенности детей младшего и среднего школьных возрастов.

На этапе развития детей данных школьных  возрастов (7-13 лет) приоритетом является увлеченность ребенка конкретным делом. Приобретённые навыки вырабатываются легко и быстро, и становятся стойкими. Складываются устойчивые отношения между ребенком и педагогом.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Лучшие работы на уровне кружка направляются для участия в выставках, проводимых Детско-юношеским центром, учреждениями образования, культуры, различными организации. Победителей творческих конкурсов, выставок поощряются грамотами.

Итоговый контроль: проводится  посредством  участие в  ежегодных выставках отдела (Новогодней и Отчётной).

2.4.Оценочные материалы.

В результате обучения предусмотрены три уровня усвоения программы:

Уровень

Показатели усвоения программы

низкий

Формирование интереса к декоративному творчеству.

Создание творческих работ по образцу.

В творческих работах допускаются значительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках на уровне объединения.

средний

Устойчивый интерес к декоративному творчеству.

Создание творческих работ, модификаций образца.

В творческих работах допускаются незначительные ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах городского уровня.

высокий

Повышенный интерес к декоративному творчеству.

Создание авторских творческих работ.

В творческих работах не допускаются ошибки.

Участие творческих работ в выставках, конкурсах областного, международного уровня.

Адекватная оценка творческих работ (своих и сверстников).

Помощь сверстникам в рамках наставника-инструктора.

Обязательным условием мониторинга образовательного процесса является контроль.

Основной формой текущего контроля является индивидуальный просмотр работ воспитанников  педагогом, который можно устроить как временную выставку. Возможно, номинировать приз зрительских симпатий, а также определять работы по различным критериям: «самая яркая но цветовому исполнению», «самая интересная», «самая выразительная по содержанию», «самая красивая по технике выполнения» и др., организовав сбор отзывов в специальный конверт. Педагог подводит итоги, объявляет их, награждает авторов лучших работ. При оценке удобно пользоваться таблицей «Уровень выполнения творческой работы».

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества представляет собой анализ продукта деятельности школьников.

1.Содержание изображения (полнота созданного образа).                                                                                           2.Передача формы;                                                                                                                                                               3.Строение предмета:

4.Передача пропорции предмета в изображении;

5.Композиция:

6.Передача цвета:  

7.Полнота раскрытия замысла.                                                                                                                                                                                       

Все эти критерии оценки работы ребенка можно представить в таблице, с применением  системы оценок по уровням: 4 балла – I уровень (низкий); 5-8  баллов – II уровень (средний);  9-12 баллов  – III уровень (высокий).

Уровень выполнения творческой работы.

имя

содержание

форма

строение

 пропорции

композиции

цвет

замысел

итог

  

Итогом обучения в кружке "Весёлая радуга", курс изобразительное искусство,   является самостоятельная работа на свободную тему, с организацией выставки детских работ.

2.5.Методические материалы.

Методы обучения: Обучающийся, работающий над созданием творческой работы, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, помогающий людям через идею создать что- новое.

Для выполнения образовательного процесса используются  методы обучения:

- репродуктивный, мотивация к творчеству, беседа, творческие открытия, мозговой штурм,    диалог, демонстрация, свобода в системе ограничений,  наглядные,  словесные,  практические, наблюдение,  экскурсия, использование образцов педагога, художественное слово и  др.

Так же формы выражения художественной деятельности представляют собой:

- изображение на плоскости в различных техниках (рисунок, живопись, различные декоративные решения),

-  также индивидуальные и коллективные работы.

Форму занятий можно определить, как студийную деятельность детей. На занятиях используются репродуктивные методы обучения для активного восприятия и запоминания получаемой информации, а также проблемно-поисковые методы обучения для самостоятельного творческого процесса при создании эскизов  и воплощении творческих работ.

На занятиях используются  следующие средства обучения: наглядные пособия, фонд детских работ и работ педагога, библиотека, раздаточные материалы.

Применение методов обучения, с учетом ситуаций обеспечивает эффективность учебного процесса.

Форма организации образовательного процесса: Формы организации образовательного процесса представляют: обучающее занятие в учебном кабинете.

Эффективность учебного процесса обеспечивает совокупность применения форм, средств и методов обучения, с учётом учебных задач, возрастных особенностей обучающихся.   Основанная на этом система занятий обеспечивает ребенку комфортную среду обучения и развития.

Образовательный процесс осуществляется в групповой форме. В группе  одновременно могут заниматься дети разного возраста, темперамента, склонностей, потребностей, способностей. В связи с этим программой предусмотрено по каждой теме выполнение заданий различной степени сложности. Тем самым осуществляются принципы дифференциации, индивидуализации.  При подготовке творческих работ к выставкам, конкурсам, выполнении сложных композиций возможно проведение занятий во фронтальной, групповой или индивидуальной форме с целью достижения лучшего результата работы.

Формы организации учебного занятия.

В ходе реализации программы используются  следующие формы обучения:

По количеству детей – индивидуальная и коллективная формы занятий.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – учебное занятие, экскурсия, викторина, выставки, конкурс, творческая встречи, мастерская, мастер-класс, беседа, объяснение.

По дидактической цели – комбинированные  занятия.

 

Педагогические технологии.

Основу программы создает система форм,  методов и средств обучения, что представляет технологию программы, сформированных с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые стимулируют развитие познавательного интереса у детей, и обеспечивается системой занятий и организационными формами.  

Образовательный курс создает оптимальные условия для реализации способностей воспитанников и освоения программы. Поэтому большой интерес представляют технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Культурно-воспитывающая технология – представляющая собой путь вхождения личности в культуру через творчество, направлена формирование мировоззрения детей и развития познавательных способностей.

Технология индивидуального обучения – используется при работе над творческими работами, эта форма является приоритетной и адаптируется к особенностям каждого ребенка.

Технология коллективной творческой деятельности – применяется при выполнении конкурсных работ и предполагает совместные действия, коммуникативность, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

В рамках работы с родителями предусмотрены следующие формы работы: сбор данных о ребёнке и родителях, особенностях семьи, беседы с родителями, выполнение совместных работ детей с родителями для участия в конкурсах, проведение совместных мероприятий, представление родителям выставок детского творчества и др.

Алгоритм учебного занятия.

Занятия  состоят из теоретической и практической частей. Причем, большее количество времени занимает практическая часть, т.к. учитываются особенности детей младшего школьного возраста, проявляющих повышенную эффективность при реальной деятельности.

Организационная часть.

- Психологический настрой обучающихся на занятие.

- Проверка присутствующих обучающихся.

Вводная часть.

- Сообщение темы занятия.

- Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

Теоретическая часть.

- Изложение нового материала или повторение основ пройденного материала.

Практическая часть.

- Самостоятельная работа.

- Первый целевой обход (выяснение все ли приступили к работе, проверка техники безопасности, организации рабочего места).

- Второй целевой обход (оказание индивидуальной помощи обучающимся).

- Третий целевой обход (анализ работы обучающихся).

Заключительная часть.

- Подведение итогов занятия.

- Уборка рабочих мест.

 

Список основной учебной литературы.

1. Неменский Б.М., Горяева Н.А., "Изобразительное искусство и художественный труд", - М., "Просвещение", 2005 г.

2. Шестакова А. В., "Росток", Челябинск, 1996 г.

3.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и  др. "Изобразительное искусство и художественный труд", М., "Просвещение", 2008 г.

Список дополнительной учебной литературы

1. Комарова  Т.С., «Школа эстетического воспитания», М.:, Мозаика-Синтез, 2009г.

2. Неменский Б.М., "Педагогика искусства", - М., Просвещение", 2007 г.

3. Пьянкова Н. И., «Изобразительное искусство в современной школе», - М., «Просвещение», 2006 г.

 

Список наглядного материала.

-репродукции картин русских художников;

- схемы и таблицы выполнения узоров Хохломы, Северной Двины, Мезена, Городца;

- схемы пропорций фигуры человека и лица;

- альбомы последовательного выполнения в народной технике «Лубок»;

- журналы «Юный художник»;

- фонд творческих работ обучающихся.

Приложение № 1

Материалы тестирования для обучающихся

Изучение оригинальности решения задач на воображение, на основе упражнения «Дорисуй».

1. Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки.

2. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

3. Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента .

Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что
получается изображение отдельного объекта (дерево ), но изображение
контурное, схематичное, лишённое деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа, воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.

Задание «Нарисуй картинку» (методика П. Торренса)
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете её цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и  подпишите её.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.

 

Приложение № 2

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра «Что на что похоже»

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники  игры договариваются,  какой  предмет  будет  сравниваться.  Отгадчики  заходят  и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на ...» и даёт слово  тому,  кто первый  нашел  сравнение  и  поднял  руку:   Например,   бант   может   быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8»,  которая лежит на  боку.  Отгадавший  выбирает  новых «отгадывальщиков»  и  предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Волшебные кляксы»

Перед  игрой  изготавливают  несколько  клякс:   на   середину   листа выливается немного чернил или туши, и лист  складывают  пополам.  Затем  лист разворачивают и теперь можно играть. Участники  по  очереди  говорят.  Какие предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных   частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.