В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– снизить учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности.
(“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” от “6” октября 2009г. № 373)
Мы живем в такое время, когда из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Цели программы:
охрана жизни и здоровья детей,
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
практическая отработка во внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
6. Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.
Особенности работы:
* имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
* cодержание работы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения;
* работа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах;
* развивает различные стороны психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
* развивает общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; познавательные потребности; общая культура.
* развивает личность как индивидуальность, как субъект своего познания и своей жизни.
Принципы, лежащие в основе разработки программы
систематическое изучение правил дорожного движения,
осознанность в их усвоении,
постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Возраст детей: 7-8 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Контроль за реализацией программы
Контроль осуществляется один раз в полугодие в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.
Методы обучения:
- игра;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- анализ потенциально опасных ситуаций;
- другие.
Формы работы:
- беседа;
- диалог;
- учебная игра;
- конкурс;
- викторина;
- соревнование;
- агитбригада;
- ролевая игра;
- практикум.
Программа реализуется по следующим этапам:
1. Дорожная “Азбука” - раздел, в котором обучающиеся знакомиться с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.
2. “Безопасность и правила безопасности на дороге” - раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. “Оказание первой медицинской помощи” - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.
4. Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.
Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.
В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая “Азбуку дорожных знаков”, принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:
- закрепляют знания о правилах поведения на дороге;
- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;
- могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- узнают основные цвета светофора;
- узнают виды дорожных знаков, их назначения;
- сокращается количество ДТП с участием обучающихся;
- повышается уровень теоретических знаний по ПДД.
На занятиях-практикумах обучающиеся:
- получают навыки оказания первой помощи пострадавшему.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие помещения – профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической литературой для обучающихся. Необходимо наличие “Площадки безопасности”, медицинской аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Материальная база для проведения работы по изучению
правил дорожного движения с младшими школьниками
Мультимедийная техника.
Интерактивная доска (изучение теории, ситуационных заданий)
Разметка улицы (внутренний дворик в школе)
Разметка улицы (рекреация школы)
Стенды по дорожным знакам (комплекты плакатов)
Аудиокурсы: “ПДД для малышей. Как вести себя на улице”.
“Лунтик учит правила”.
“Нескучные уроки: ПДД для детей”.
“ПДД для малышей: Маленький автомобильчик ищет друзей”.
“Правила дорожного движения для детей”.
Проекты детей “Схема безопасного маршрута от дома до школы”
Методические разработки внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения.
В результате работы по изучению курса учащиеся должны знать:
правила перехода проезжей части дороги;
опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Учащиеся начальной школы должны уметь:
переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у младших школьников:
устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;
переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий:
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о транспорте, дорожном движении и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
Что такое «зебра»?
Что такое «островок безопасности»?
Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
Какие бывают пешеходные переходы?
Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
Какие бывают светофоры?
Что означает каждый сигнал светофора?
Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
Какое движение называют правосторонним и почему?
Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.
2 класс
1. Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.
6. Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
7. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
8. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.
11. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
12. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
13. Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
14. Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
16. Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/