logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Под понятием одаренность понимаем качественно своеобразное соче­тание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не­обычных, незаурядных) результатов

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход –учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом.

2.Выделение группы одарённых детей в классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?

Для этого я стараюсь  разнообразить учебные будни,  обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые игры, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, которые носят творческий характер.

Дифференциация домашнего задания способствует развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению предмета. В своей работе я использую следующие приемы:
- прием «два уровня домашнего задания»
учитель одновременно задает домашнее задание двух уровней. Пер­вый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается составить кроссворд или синквейн.
- прием «энциклопедист»
предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
- прием «молодой учитель»
ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.

Внеклассная работа

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через  кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам, и участию в различных интеллектуальных конкурсах.  В итоге ученики за последние два года обучения стали победителями не только школьном уровне, но и на районном и всероссийском.

Применение инновационных технологий в преподавании

Информационно-коммуникационные технологии - Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках  текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся.
Проблемное обучение- Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Технология педагогического сотрудничества- Для любого преподавателя также имеет большое значение психологическое здоровье учеников. Технология педагогического сотрудничества обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель педагога - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Я стараюсь относиться к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика, исключающему методы принуждения. В этом случае обучение приносит радость и ребенку и педагогу.

Портфолио учащегося

Достижения и результаты работы учащихся как в учебной, так и во внеклассной работе составляют основу портфолио. Несмотря на различные подходы к определению данного педагогического инструмента, можно с уверенностью отметить, что портфолио существенно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения школьником информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая умение «сдавать экзамены» и т.д.

Принципиальное отличие портфолио в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, включая:
- постоянную поддержку высокой учебной мотивации школьников;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формирование умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в системе образования классической 5-балльной отметки. Особое значение это имеет в работе с одарёнными детьми. Это стимулирует учащихся и является реальным показателем эффективности их труда.

В заключении хочется отметить, что весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на развитие одаренности и повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения. 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.